Алексеев Анатолий Дмитриевич
(22.12(04.01).1902–29.01.1974)


Полярный летчик, Герой Советского Союза, полковник, участник Гражданской и Великой Отечественной войн.
Родился в г. Ломжа в Польше. Жил с родителями в г. Загорске (Троице-Сергиевский Посад), где в 1918 году окончил гимназию. В 1920 году был призван в Красную Армию.
В 1921 году Алексеев окончил курсы подготовки при Военной электротехнической школе комсостава и был назначен инструктором по радио Севастопольской объединенной школы морской авиации.
В 1928 году в составе экипажа Б. Г. Чухновского Алексеев участвовал в поисках итальянской экспедиции У. Нобиле. Им удалось найти и сообщить координаты местонахождения двух человек, Цаппи и Мариано, из группы Ф. Мальмгрена, отправившейся пешком от места падения дирижабля на Шпицберген. На обратном пути самолет совершил вынужденную посадку, но Чухновский с единодушного согласия всех членов экипажа отказался от немедленной помощи до спасения итальянцев. За свои действия в этой спасательной экспедиции Алексеев был награжден орденом Красного Знамени.
С 1930 года началась его работа летчиком Управления полярной авиации Главсевморпути.
Следующей вехой в биографии Алексеева стало участие в 1936 году в проводке Северным морским путем эскадренных миноносцев «Сталин» и «Войков» на Тихий океан.
2 июля корабли вышли из Кронштадта, по Беломорско-Балтийскому каналу перешли в Архангельск, а затем в сопровождении ледореза «Ф. Литке» направились на Новую Землю, где их ожидали отряды судов, выделенные для снабжения экспедиции топливом, продовольствием, запасными частями. К этому времени на маршрут перехода вышли ледоколы «Ермак» в Карском море и «Красин» в Восточно-Сибирском. Вместе с «Ф. Литке» они должны были обеспечивать проводку кораблей во льдах. Алексеев возглавил группу из трех самолетов, обеспечивавших воздушную ледовую разведку.
Переход, особенно в Карском море, протекал в очень тяжелых ледовых условиях.
17 октября эскадренные миноносцы «Войков» и «Сталин» вошли в состав Тихоокеанского флота. Опыт этой экспедиции был широко использован при последующих проводках кораблей на Дальний Восток.
В марте – июне 1937 года Алексеев в качестве командира самолета Г-2 «СССР Н-172» участвовал в экспедиции по высадке на Северный полюс группы И. Д. Папанина.
21 мая в 11.35 Водопьянов впервые в мире посадил самолет на Северный полюс. 25 мая с острова Рудольфа к полюсу вылетели три оставшихся самолета, но достичь его благополучно, с первой попытки, удалось только Молокову. Из-за непогоды Алексеев вынужден был посадить самолет в семнадцати километрах от полюса и смог прилететь на полюс только два дня спустя.
На обратный путь бензина не хватало, однако Алексеев отказался бросить машину и совершил посадку на льдину недалеко от 84-й параллели, куда вскоре горючее ему доставил П. Г. Головин. 27 июня Алексеев в составе других членов экспедиции был удостоен звания Герой Советского Союза. Ему была вручена Золотая Звезда под № 38 и орден Ленина.
В последующие предвоенные годы в активе Алексеева участие осенью 1937 года в поисках экипажа С. А. Леваневского, весной 1938 года он возглавил авиаотряд по спасению экипажей ледокольных пароходов «А. Сибиряков», «Малыгин» и «Г. Седов», дрейфовавших в северной части моря Лаптевых. Отважные летчики вывезли 184 человека. За выполнение этого задания он был награжден орденом Красной Звезды.
В 1939–1941 гг. Алексеев работал летчиком-испытателем на авиазаводе № 22. Он провел заводские и государственные испытания опытного дальнего бомбардировщика ДБ-240, запущенного в серию под индексом Ер-2, а также всех последующих модификаций этого самолета. В начале 1941 года он совершил перелет Москва–Омск–Москва без посадки в Омске со сбросом там 1000 кг условных бомб.
С июля 1941 года Алексеев участвовал в Великой Отечественной войне. В соответствии с Постановлением Государственного Комитета Обороны от 14.07.41 г. № ГКО-143сс «Об авиадивизии дальнего действия» его откомандировали из Наркомата авиационной промышленности в тяжело-бомбардировочную авиагруппу. Командуя эскадрильей ТБ-7, Алексеев совершил 27 боевых вылетов на бомбардировку военных объектов в глубоком тылу противника, в т.ч. в Кенигсберге и Вильно.
В течение 1944–1958 гг. он работал летчиком-испытателем, через его руки прошли 72 типа самолетов, включая и новейшие реактивные машины. В последние годы Алексеев занимал пост заместителя начальника Полярной авиации по летной службе.

В общей сложности Алексеев был кавалером трех орденов Ленина, пяти орденов Красного Знамени, трех орденов Красной Звезды, ордена Отечественной войны I степени и многих медалей.
Умер в Москве, похоронен в колумбарии Новодевичьго кладбища.

Остров (пилота Алексеева) в Карском море северо-восточнее о. Таймыр. Впервые заметил Э. В. Толль в 1901 году. Название дано в 1936 году экспедицией на г/с «Г. Седов».
Остров севернее о. Баренца в арх. Шпицберген.

 

Вернуться на главную страничку