Бабушкин Михаил Сергеевич
(06.10.1893–18.05.1938)


Выдающийся полярный летчик, Герой Советского Союза.
Родился в деревне Бородино Московской губернии в рабочей семье. После получения начального образования вынужден был бросить учебу и помогать семье. Сначала приходилось работать «мальчиком на побегушках», затем, перейдя на завод, Бабушкин к восемнадцати годам получил специальность слесаря-монтажника.
В 1914 году он был призван в армию и воевал рядовым. После больших потерь в рядах кадровых летчиков по армии был издан приказ об откомандировании наиболее способных нижних чинов в Гатчинскую авиационную школу. В числе ее курсантов оказался и Бабушкин. Он быстро освоил премудрости летного дела и был оставлен в школе инструктором.
В годы гражданской войны Бабушкин воевал на Дальнем Востоке, а после ее окончания вернулся на летную инструкторскую работу, воспитав десятки молодых военных летчиков.
После демобилизации в 1923 году Бабушкин перешел на линейную работу в Гражданский флот, а в 1926 году впервые попал на Север, получив задание проводить разведку залежек тюленей в Белом море. Он успешно справлялся с этой работой, но полной удовлетворенности не испытывал. Часто возникала необходимость сесть на лед, но опыта такого еще в мире не было. Кто-то должен был стать первым, и Бабушкин решился: сел на лед около ледокола. С тех пор он стал при необходимости делать это все чаще, научившись с воздуха выбирать подходящие площадки.
Признанием летного мастерства Бабушкина явилось включение его в состав экспедиции на ледоколе «Малыгин», организованной для спасения экспедиции У. Нобиле. Летая в трудных метеорологических условиях, Бабушкин совершил пятнадцать посадок на лед. За эту экспедицию он был награжден орденом Красного Знамени.
В 1933 году Бабушкин с самолетом Ш-2 принял участие в знаменитом трагическом походе «Челюскина» и многократно вылетал с капитаном В. И. Ворониным на ледовую разведку. После гибели парохода оказалось необходимым присутствие Бабушкина в Ванкареме для организации работы аэродрома, и он, подремонтировав свой самолетик, покинул на нем ледовый лагерь. За челюскинскую эпопею его наградили орденом Красной Звезды.
С момента образования Главсевморпути Бабушкин работал в Управлении полярной авиации. В 1936 году его назначили вторым пилотом на флагманский самолет организуемой полюсной экспедиции. 21 мая 1937 года самолет Н-170, ведомый Героем Советского Союза М. В. Водопьяновым и Бабушкиным, впервые сел на лед Северного полюса. За участие в этой экспедиции он получил орден Ленина и звание Героя Советского Союза.
Как лучшего мастера посадок на неподготовленные площадки, летчика, знакомого с условиями полетов в приполюсном пространстве, Бабушкина назначили командиром одного из самолетов, направленных на поиски пропавшего самолета С. А. Леваневского. Это была его последняя экспедиция. Завершив неудачные поиски, самолет ТБ-3, командиром которого был военный летчик Глущенко, должен был возвращаться в Москву с аэродрома на о. Ягодник под Архангельском.
Остров был ровный, взлетать можно было в любую сторону, но именно на выбранном направлении оказалась канава. Канаву увидели поздно, пилот рванул штурвал на себя, чтобы раньше взлететь. Самолет немного оторвался от земли, но тут же просел и колесами врезался в канаву. От удара машина загорелась и упала в протоку Северной Двины. Летевший пассажиром Бабушкин утонул сразу, сломанное ребро врезалось в легкие. Погода при этом была отличная. По-видимому, сказалась усталость экипажа после тяжелых многодневных полетов и желание поскорей вернуться домой. Так погиб пилот, совершивший множество первичных посадок на неподготовленные площадки.

Помимо ордена Ленина и Звезды Героя, Бабушкин награжден орденами Красного Знамени и Красной Звезды.
Урна с прахом Бабушкина похоронена в Москве в колумбарии Новодевичьего кладбища.
Остров около западного побережья северного острова Новой Земли. Назван экспедицией на л/п «Г. Седов» в 1930 году.
Мыс на востоке о. Земля Александры арх. ЗФИ. Назван советскими геодезистами в 1950-х годах.

 

Вернуться на главную страничку