Белоусов Михаил Прокофьевич
(30.10(12.11).1904–19.05.1946)


Выдающийся ледовый капитан, Герой Советского Союза.
Родился в Ростове, в семье служащего винного склада, мать малограмотная домохозяйка.
В 1913 году мальчика с трудом удалось устроить на учебу в Петровское реальное училище. В возрасте 15 лет Белоусов начал трудовую жизнь в качестве землекопа в Новочеркасском сельскохозяйственном институте.
В 1920 году произошла первая его встреча с морем – он работал юнгой на рыбачьих судах. Морская служба привлекла юношу, и осенью 1922 года Белоусов поступил на морское отделение Ростовского политехникума водных путей сообщения. На практике летом 1923 года он плавал по Черному морю на шхуне «Агитатор», а в 1924 году после сдачи выпускных экзаменов был направлен во Владивосток. Его морская жизнь началась с должности помощника штурмана на пароходе «Индигирка», затем до призыва в армию он успел поработать штурманом на пароходах «Память Ленина», «Приморье», «Шатурстрой». Как и подавляющее большинство советских юношей рабоче-крестьянского происхождения, Белоусов вступил в комсомол, а в 1928 году – в ВКП (б). В армии он служил в два приема: сначала с ноября 1926 года по декабрь 1927 года, затем после перерыва был вновь призван уже офицером в 1929 году в связи с началом конфликта на КВЖД, участвовал в боевых действиях.
С 1932 года Белоусов стал выходить в море уже в качестве капитана. Первым его судном был пароход «Волховстрой», а затем на разных судах он совершал дальние рейсы в Шанхай, Тянь-Цзинь, Хакодате, Осаку, Формозу, Сингапур, Коломбо, Лондон, Геную и другие порты, накапливал опыт морского судовождения в суровом Охотском море, у берегов Камчатки. Его первым арктическим судном сразу же стал прославленный ледокол «Красин», на котором он руководил проводкой судов во льдах восточного сектора Арктики. На «Красине» Белоусов прошел десятки тысяч миль. Он проводил большие караваны судов через льды Чукотского и Восточно-Сибирского морей и моря Лаптевых. В 1935 году в тяжелых ледовых условиях пробился до широты 73°30' севернее о. Врангеля, в район, где никогда не бывали суда в свободном плавании. В 1937 году, участвуя в поисках самолета С. А. Леваневского, плавал в море Бофорта, у берегов Аляски. Четыре раза «Красин» под командованием Белоусова пробивался к о. Врангеля, доставляя туда необходимые для жизни грузы и смены полярников-зимовщиков.
В 1937 году Белоусов был награжден орденом Красная Звезда. Проявлением величайшего доверия и благорасположения к Белоусову явилось назначение его в 1939 году командиром флагмана советского ледокольного флота ледокола «И. Сталин». Руководимый Белоусовым ледокол впервые в истории за одну навигацию совершил двойной сквозной рейс Северным морским путем из Мурманска до зал. Провидения в Беринговом море и обратно, пройдя в арктических морях более десяти тысяч миль.
Зимой 1939 – 1940 гг. Белоусов в экспедиции, руководимой И. Д. Папаниным, вывел изо льда в Гренландском море дрейфовавший 812 дней из моря Лаптевых л/п «Г. Седов». При этом была достигнута рекордная широта свободного плавания полярной ночью – 80° 42' с.ш. Именно за этот рейс Белоусов получил звание Героя Советского Союза (медаль № 391). Кроме того, он удостоен орденов
Красного Знамени и Отечественной войны I степени.
В том же 1940 году его назначили начальником морского управления ГУСМП. В годы Великой Отечественной войны Белоусов руководил морскими перевозками в Арктике, возглавлял управление Беломорских ледовых операций.
Умер в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.
Мыс на юге о. Циглера арх. ЗФИ. Назван советскими картографами в 1950-е годы.

Гора на юге о. Врангеля.

 

Вернуться на главную страничку