Бурке Артур Карлович
(15.11.1891-13.11.1942)


Советский ледовый капитан, внесший существенный вклад в теорию и практику ледового судовождения.
Родился в Латвии в семье батрака, окончил Рижскую мореходную школу. В 1915 году Бурке оказался в Архангельске в команде судна, прибывшего из Англии. В декабре этого же года он был зачислен в состав экипажа л/п «Г. Седов». С этого момента и начались его арктические плавания.
Базовое образование Бурке получил в Архангельском торгово-мореходном училище, которое окончил в 1919 году с дипломом штурмана дальнего плавания. Огромное значение он придавал изучению опыта судовождения поморов, используя весь полученный багаж знаний в своей практической деятельности. До конца 1930-х годов он работал на ледокольных пароходах сначала штурманом, а затем капитаном. Участвуя в промысле морского зверя в Белом море, доставке грузов в промысловые становища в Карском море, Бурке много времени уделял изучению льдов, условий ледового плавания, перспективам развития промыслового хозяйства на Таймыре, сбору материалов по гидрографии и лоции юго-восточной части Карского моря.
В 1934 году после восстановительного капитального ремонта вновь вошел в строй л/п «Садко» (бывший «Линтроз»). Как известно, Россия купила его в 1915 году в Канаде, но в июне 1916 года, наскочив на камни в Кандалакшском заливе, он получил пробоину длиной 18 метров и затонул на глубине 22 метра. Было предпринято несколько неудачных попыток поднять «Садко», прежде чем это удалось ЭПРОНу. 15 октября 1933 года, после почти 17-летнего пребывания на дне морском, «Садко» всплыл на поверхность воды. На понтонах его отбуксировали на мелкое место, заделали пробоину, а затем буксиром доставили в Архангельск, где и восстановили на заводе «Красная кузница». Руководил восстановлением «Садко» Бурке, назначенный в декабре 1933 года его капитаном. Приказом по Главсевморпути от 8 июля 1934 года за подписью Г. А. Ушакова он был награжден денежной премией и серебряным портсигаром с надписью «Лучшему ударнику…»
В первом рейсе планировалось провести научные исследования в Карском море и организовать полярную станцию на мысе Оловянном (о. Большевик арх. Северная Земля). В случае невозможности из-за ледовых условий достижения Северной Земли предусматривалась организация ее на о. Уединения в центре Карского моря. В итоге был реализован именно этот запасной вариант.
В 1936 году капитан Бурке совершил два рейса на л/п «Русанов» из Архангельска к северному острову арх. ЗФИ – о. Рудольфа, где была создана база для обслуживания советской воздушной экспедиции на Северный полюс.
Арктическая навигация 1937 года началась сверхранним рейсом «Садко» под командованием Бурке. 29 июня судно было уже у о. Рудольфа, доставив туда грузы для экспедиции на Северный полюс, а 8 июля вернулось в Архангельск.
После похода «Садко» Бурке назначили капитаном л/п «Русанов», на котором он в конце навигации провел на ЗФИ два парохода с грузами для воздушной экспедиции М. И. Шевелева, организованной для поиска экипажа С. А. Леваневского. Суда были успешно проведены в бухту Тихая, где им пришлось зазимовать. Это был первый случай вынужденной зимовки судов у ЗФИ.
В конце 1930-х годов в связи с болезнью Бурке был вынужден прекратить работу на судах. Его огромный опыт и знания использовались на посту члена Совета при начальнике Главсевморпути.
В годы войны Бурке уже тяжело болел, но был зачислен консультантом по беломорским льдам. Перу Бурке принадлежат работы о морских льдах, опыте арктического судовождения, которые и сегодня сохраняют большое научное и практическое значение.

Награжден орденом Красной Звезды.
Похоронен в Архангельске на Соломбальском кладбище.
Бухта на о. Луиджи арх. ЗФИ. Названа советскими картографами в 1950-е годы.

 

Вернуться на главную страничку