Васильев Виктор Константинович

Васильев Виктор Константинович
(1889–1967)


Советский арктический гидрограф-геодезист, почетный полярник.
Родился в Брянске в семье военного, генерала, героя турецкой и японской войн. С 1899 по 1906 гг. учился в интернате в Хабаровском кадетском корпусе. Летом 1905 года ездил к отцу в действующую армию в Маньчжурию и около трех месяцев служил добровольцем в Конно-охотничьей команде 124 Воронежского пехотного полка.
В 1906 году Васильев в связи с переездом семьи в Харьков перевелся в Полтавский кадетский корпус, который окончил в 1907 году. В этом же году поступил в Константиновское артиллерийское училище, из которого был выпущен в 1910 году подпоручиком в 6-ую Сибирскую стрелковую бригаду, дислоцировавшуюся в Хабаровске.
Первую мировую войну Васильев встретил поручиком, начальником передовой артиллерийской разведки в Никольске-Уссурийском, но уже в сентябре 1914 года оказался на фронте. В ноябре во время тяжелых аръергардных боев он был ранен, попал в плен и до декабря 1918 года находился в немецких лагерях, пока по обмену не был вывезен на санитарном поезде в Киев. Излечившись от тифа, в 1919 году Васильев вступил в Красную Армию, прослужил в ней десять лет на командирских должностях, участвовал в подавлении Кронштадтского мятежа, освобождении Карелии от белофиннов. Демобилизовался по болезни в 1929 году с должности командира батареи.
Гражданская служба Васильева началась в экспедиционном секторе Гидрологического института, в составе которого он проводил изыскания в Крыму, на Дальнем Востоке, на финской границе. Затем последовал топографический сектор Гидроэнергопроекта, договорные работы с Якутским горсоветом в Бюро съемки города, а с 1939 года переход в систему ГУ ГУСМП в Анабарский гидроотряд Якутского гидроотдела.
В 1941–1943 гг. Васильев возглавлял топогеодезическую партию экспедиции на гидрографическом судне «Норд», затем был начальником производственного отдела и заместителем начальника Диксонской гидробазы, начальником партии Учебно-производственной экспедиции на Новой Земле, начальником геодезической партии Обской и Провиденческой гидробаз. Одним словом, в полной мере хлебнул арктической романтики.
Несчастье, отразившееся на судьбе Васильева, произошло в 1947 году. Группа сотрудников Диксонской гидробазы, возглавляемая начальником производственного отдела Васильевым, ожидала на острове Сибирякова прихода гидрографического судна «Лоцмейстерский», которое должно было доставить их на Диксон. Начальник лоцмейстерского отряда И.С. Ловцов и двое сотрудников решили самостоятельно добраться до Диксона на имевшейся у них открытой моторной лодке, оборудованной парусом и двигателем Л-6. Васильев согласия на этот опасный рейс через Енисейский залив не давал, но и на запрете не настоял. Лодка вышла в море при хорошей погоде, но в Диксон не пришла. Она была найдена с телами людей лишь через несколько месяцев у побережья острова Тыртова. Васильев был признан ответственным за эту трагедию и отстранен от должности.
В дальнейшем он продолжал работать на разных должностях в ГУ ГУСМП до выхода на пенсию в 1958 году. Трепетное отношение Васильева к выполнению возложенного на него дела прекрасно иллюстрирует ситуация, в которую он попал в 1952 году на островах Сергея Кирова в Карском море. При возвращении после окончания работ, когда до базы оставался лишь суточный переход, сгорел балок, в котором находились все материалы съемки. Немолодой, 63-летний Васильев, предельно усталый, ослабленный тяжелым полевым сезоном, нашел в себе силы вернуться и заново выполнить работу, причем сделал это с высоким качеством и в предельно сжатые сроки в условиях надвигавшейся полярной зимы.
Награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».
Мыс на островеДлинный в шхерах Минина. Название по предложению ГП ММФ утверждено решением Диксонского райисполкома от 20 марта 1972 года.

 

Вернуться на главную страничку