Васильев Виктор Константинович
(1889–1967)


Советский арктический гидрограф-геодезист, почетный полярник.
Родился в Брянске в семье военного, генерала, героя турецкой и японской войн. С 1899 по 1906 гг. учился в интернате в Хабаровском кадетском корпусе. Летом 1905 года ездил к отцу в действующую армию в Маньчжурию и около трех месяцев служил добровольцем в Конно-охотничьей команде 124 Воронежского пехотного полка.
В 1906 году Васильев в связи с переездом семьи в Харьков перевелся в Полтавский кадетский корпус, который окончил в 1907 году. В этом же году поступил в Константиновское артиллерийское училище, из которого был выпущен в 1910 году подпоручиком в 6-ую Сибирскую стрелковую бригаду, дислоцировавшуюся в Хабаровске.
Первую мировую войну Васильев встретил поручиком, начальником передовой артиллерийской разведки в Никольске-Уссурийском, но уже в сентябре 1914 года оказался на фронте. В ноябре во время тяжелых аръергардных боев он был ранен, попал в плен и до декабря 1918 года находился в немецких лагерях, пока по обмену не был вывезен на санитарном поезде в Киев. Излечившись от тифа, в 1919 году Васильев вступил в Красную Армию, прослужил в ней десять лет на командирских должностях, участвовал в подавлении Кронштадтского мятежа, освобождении Карелии от белофиннов. Демобилизовался по болезни в 1929 году с должности командира батареи.
Гражданская служба Васильева началась в экспедиционном секторе Гидрологического института, в составе которого он проводил изыскания в Крыму, на Дальнем Востоке, на финской границе. Затем последовал топографический сектор Гидроэнергопроекта, договорные работы с Якутским горсоветом в Бюро съемки города, а с 1939 года переход в систему ГУ ГУСМП в Анабарский гидроотряд Якутского гидроотдела.
В 1941–1943 гг. Васильев возглавлял топогеодезическую партию экспедиции на г/с «Норд», затем был начальником производственного отдела и заместителем начальника Диксонской гидробазы, начальником партии Учебно-производственной экспедиции на Новой Земле, начальником геодезической партии Обской и Провиденческой гидробаз. Одним словом, в полной мере хлебнул арктической романтики.
Несчастье, отразившееся на судьбе Васильева, произошло в 1947 году. Группа сотрудников Диксонской гидробазы, возглавляемая начальником производственного отдела Васильевым, ожидала на о. Сибирякова прихода г/с «Лоцмейстерский», которое должно было доставить их на Диксон. Начальник лоцмейстерского отряда И. С. Ловцов и двое сотрудников решили самостоятельно добраться до Диксона на имевшейся у них открытой моторной лодке, оборудованной парусом и двигателем Л-6. Васильев согласия на этот опасный рейс через Енисейский залив не давал, но и на запрете не настоял. Лодка вышла в море при хорошей погоде, но в Диксон не пришла. Она была найдена с телами людей лишь через несколько месяцев у побережья о. Тыртова. Васильев был признан ответственным за эту трагедию и отстранен от должности.
В дальнейшем он продолжал работать на разных должностях в ГУ ГУСМП до выхода на пенсию в 1958 году. Трепетное отношение Васильева к выполнению возложенного на него дела прекрасно иллюстрирует ситуация, в которую он попал в 1952 году на островах Сергея Кирова в Карском море. При возвращении после окончания работ, когда до базы оставался лишь суточный переход, сгорел балок, в котором находились все материалы съемки. Немолодой, 63-летний Васильев, предельно усталый, ослабленный тяжелым полевым сезоном, нашел в себе силы вернуться и заново выполнить работу, причем сделал это с высоким качеством и в предельно сжатые сроки в условиях надвигавшейся полярной зимы.
Награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».
Мыс на о. Длинный в шхерах Минина. Название по предложению ГП ММФ утверждено решением Диксонского райисполкома от 20 марта 1972 года.

 

Вернуться на главную страничку