Виггинс (Wiggins) Иосиф
(03.09.1832–13.09.1905)


Выдающийся английский капитан.
Родился в Ньюкасле. Отец его умер, когда сыну было 10 лет.
Трудовую деятельность Виггинс начал шахтером, в тридцатилетнем возрасте стал моряком торгового флота. По отзывам современников он обладал неукротимым характером, энергией, бесстрашием и практичностью, характерными для северян. При хрупком телосложении и среднем росте Виггинс излучал надежность и добросердечие, имел все те качества, которые свойственны героическим сыновьям Британии. Они называли его современным капитаном Куком.
Виггинс быстро поднялся в своей профессиональной деятельности, получил сертификат капитана торгового флота, приобрел богатый опыт плавания на парусных и паровых судах в различных частях света. В 1871 году он стал членом Королевского географического общества.
Виггинс одним из первых понял, что Сибирь является неистощимым и фактически нетронутым источником богатств, не только понял, но и сделал все возможное для их использования к взаимной выгоде Англии, России и себя лично. В течение 1870–1890-х годов он совершал успешные регулярные плавания через Карское море, обеспечив выход сибирских товаров на европейские рынки. Возможность таких плаваний отрицалась как в правительственных, так и в географических кругах России, в частности противником их был Ф. П. Литке.
Первое плавание Виггинс совершил в 1874 году. Выйдя в конце мая из шотландского города Данди на пароходе «Диана», он в уже конце июля был в устье Оби, прошел до устья Енисея и вернулся в норвежский город Хаммерфест. «Диана» была первым паровым судном, плававшим в Карском море. В районе Енисейского залива экспедиция открыла остров, впоследствии названный именем А. И. Вилькицкого. Во время плавания Виггинс производил промеры глубины, измерял удельный вес воды, температуру воды и воздуха, определял направления течений, проводил астрономические и магнитные наблюдения. Подобные плавания он проделал в 1875 и 1876 гг. (открыл о. Шокальского), причем в 1876 году поднялся с промером на 1000 км по Енисею до Курейки. Интересно, что здесь местные власти арестовали груз Виггинса, так как он был доставлен без прохождения таможни. Кроме конфискации, Виггинсу грозил штраф, превышающий в пять раз стоимость груза. Дело было улажено только благодаря вмешательству центральных властей.
Первые два года Виггинс плавал за свой счет, на третий раз он получил частичную помощь от А. М. Сибирякова. Несколько последующих плаваний Виггинса финансировались русским промышленником и меценатом М. К. Сидоровым, придававшим большое значение освоению морского пути из Европы в устья сибирских рек и, в частности Енисея. Он объявил в заграничных журналах о премии в две тысячи фунтов стерлингов первому, кто морским путем достигнет устьев Оби и Енисея.
До 1894 года Виггинс совершил еще 11 подобных плаваний, каждое из которых было успешным. Тем самым он положил начало торговому мореплаванию через Карское море. Заслуга Виггинса тем более велика, что плавал он тогда, когда не существовало приличных морских карт Карского моря, не было знаков, проводке не помогали ледоколы, не было радио, ледового и метеопрогноза.
Благодаря своим плаваниям Виггинс получил широкую известность, завоевал доверие русских властей и признание царя Александра III, наградившего его серебряной тарелкой. Заслуги Виггинса были отмечены и на его родине. Его принял Принц Уэльский, Королевское географическое общество присудило ему грант Мурчисона.
Умер в Харрогейте.
Мыс на п-ове Заря на северном побережье Таймыра. Назван РПЭ.
Мыс (Уиггинса) на западе о. Галля арх. ЗФИ. Открыл и назвал в 1874 году Ю. Пайер.

 

Вернуться на главную страничку