Дублицкий Константин Александрович
(13.07.1881–1939)


Русский арктический капитан.
Родился в Саратове. Отец умер рано, и семью содержала мать, учительница музыки.
Дублицкий окончил реальное училище в Риге, затем Одесское мореходное училище и получил диплом штурмана дальнего плавания. Свою морскую службу он начал на различных кораблях в Черном море.
Рано проявились организаторские способности Дублицкого. Он стал одним из создателей, а позднее и руководителей первого в России профсоюза моряков, который, находясь на нелегальном положении, помогал безработным морякам, боролся с произволом судовладельцев. Во время революции 1905 года профсоюз организовывал забастовки и стачки с политическими требованиями. Для Дублицкого дело кончилось тем, что он был арестован, посажен в тюрьму, а затем отправлен в ссылку в Туринск.
По окончании ссылки он эмигрировал, плавал матросом, работал на американских заводах чернорабочим. Вернувшись после восьмилетней эмиграции в Россию, Дублицкий смог устроиться только кочегаром и, лишь перебравшись на Дальний Восток, стал сначала штурманом на речном пароходе, а затем на морских судах, связывавших Владивосток с северными регионами России. Первое знакомство с Арктикой произошло у него в 1917 году, когда он принял участие в рейсе к устью Колымы. Затем его назначили помощником управляющего Дальневосточной конторой Доброфлота, и походы в Арктику стали регулярными. Один из походов по маршруту Владивосток – Колыма ему удалось совершить в рекордно короткое время – всего за 21.5 суток.
В 1926 году пароход «Ставрополь» под командованием П. Г. Миловзорова доставил на о. Врангеля первых советских поселенцев во главе с Г. А. Ушаковым. Это позволило пресечь притязания на остров канадцев и американцев. Два последующих года судно из-за тяжелой ледовой обстановки не могло пробиться к зимовщикам. Положение становилось критическим, тем более, что в поселении не было радиостанции.
Было принято решение послать ледорез «Ф. Литке», так как основные ледоколы «Красин» и «Ермак» оказались задействованными на других операциях. И совершенно неслучайно то, что возглавить «Ф. Литке» было поручено именно Дублицкому.
Ледорез находился в это время в Севастополе, и Дублицкий выехал туда. Ознакомление с судном выявило некоторые его серьезные недостатки: большой расход топлива, сравнительно малая грузоподъемность, большая команда, ограниченный запас пресной воды. Тем не менее, Дублицкий признал «Ф. Литке» наиболее подходящим из всех имеющихся в наличии судов.
Переход во Владивосток прошел успешно. Там судно поставили в сухой док, подремонтировали, сократили численность экипажа до 65 человек, укомплектовали его опытными моряками, уже побывавшими в Арктике.
Рейс начался 14 июля 1929 года. Чукотское море встретило моряков годовалым льдом, однако в прол. Лонга громоздились мощные торосы, которые не смог бы преодолеть и «Красин». Дублицкий решил подходить к острову с северо-востока, здесь тоже простирались сплоченные льды, но мастерство капитана позволило двигаться вперед, выискивая и используя малейшие трещины и ослабленные зоны. В итоге удалось пробиться в бухту Роджерса, высадить новую смену зимовщиков во главе с А. И. Минеевым и забрать старую. 7 октября судно прибыло во Владивосток. За выполнение этого тяжелого и ответственного рейса ледорез и его капитан были награждены орденами Трудового Красного Знамени.
В последующие годы Дублицкий командовал пароходами «Анадырь», «Каширстрой», теплоходом «Северлес», ледоколом «Давыдов» (бывший «Красный Октябрь»), участвовал во многих спасательных операциях.
Нервная, тяжелая работа подточила некогда могучий организм Дублицкого. Очень многие из ледовых капитанов рано ушли из жизни. В 1939 году Дублицкий выехал для лечения в Туапсе, но дни его были сочтены.
Бухта на восточном берегу о. Врангеля. Названа в 1930 году А. И. Минеевым.

 

Вернуться на главную страничку