Евгенов Николай Иванович

Евгенов Николай Иванович
(15.08.1888–13.05.1964)


Гидрограф и океанограф, исследователь Арктики, доктор географических наук.
Родился в селе Собачьи Горбы Новгородской области в семье преподавателя гуманитарных наук в гимназии. Вскоре семья переехала в Нарву. Отец хотел, чтобы сын поступил на исторический факультет Петербургского университета, но сын мечтал о море. Преодолев сопротивление отца, прекрасно сдав вступительные экзамены, с трудом, из-за близорукости пройдя медицинскую комиссию, Евгенов в 1902 году поступил в Петербургский морской корпус. В 1907 году он совершил свое первое заграничное плавание на крейсере «Аврора», а через год уже в звании гардемарина на линкоре «Слава» в составе группы кораблей посетил многие европейские порты. На Сицилии русские моряки участвовали в спасении пострадавших от разрушительного Мессинского землетрясения, за что Евгенов в числе группы моряков в 1911 году получил памятную серебряную медаль. Флагманским врачом на «Славе» служил известный русский полярник А.А. Бунге.
В 1909 году Евгенов окончил Морской корпус, получив первый офицерский чин мичмана. На судне «Бакан», занимавшемся охраной русских территориальных вод в Баренцевом море, в 1910 году он впервые попал в Арктику. На Новой Земле состоялось знакомство с Г.Я. Седовым, производившим там гидрографическую съемку, и Н.В. Пинегиным. Первая встреча с Арктикой оставила в его душе неизгладимый след. В 1913 году молодой гидрограф без колебаний принял предложение войти в состав гидрографической экспедиции СЛО вместо заболевшего офицера и участвовал в ее знаменитых последующих походах.
Лейтенант Евгенов, сдававший свою вахту, и лейтенант К.К. Неупокоев, принимавший вахту, первыми на ледокольном пароходе «Вайгач» ранним утром 3 сентября 1913 года увидели очертания Северной Земли. Во время зимовки 1914 – 1915 гг. Евгенов вел метеорологические наблюдения, изучал испарение льда и воды в природных условиях, рефракцию, полярные сияния, приливно-отливные явления. По его чертежам механики «Таймыра» изготовили «подводный флюгер» для измерения подледных течений и оборудовали ледовый футшток для наблюдений за колебаниями уровня моря. Им было проведено тщательное определение вековой марки, установленной на Северо-Западном Таймыре. Кроме проведения научных наблюдений на судне, Евгенов в апреле возглавил группу, организовавшую продовольственное депо для готовящегося перехода части экипажа в устье Енисея, и выполнил съемку побережья п-ова Оскара, в июне вместе с лейтенантом А.М. Лавровым и четырьмя матросами провел опись берегов зал. Гафнер-Фиорд.

Деятельность Евгенова в экспедиции была отмечена  орденом Св.Владимира 4-й степени.

 

Личный состав л/п «Таймыр».

Среди офицеров (в белом) сидят: второй слева А.Н. Жохов, далее Б.А. Вилькицкий, Л.М. Старокадомский, крайний справа А.М. Лавров. Стоят в центре Д.Р. Анцев, второй справа Н.И. Евгенов. 1914 год

(из архива Н.И. Евгенова)


После завершения экспедиции Евгенов служил старшим офицером на эсминце «Орфей». За участие в боевых действиях он был награжден тремя орденами. В апреле 1917 года его избрали депутатом в Союз морских офицеров Ревеля. В октябре 1917 года он принимал участие в моонзундских боях на эсминце «Капитан Изылметьев».
После демобилизации в феврале 1918 года Евгенов со своим товарищем по гидрографической экспедиции СЛО А.Г. Никольским уехал на Дальний Восток. Они решили переждать наступающее смутное время вдали от столицы. Из Владивостока друзья сумели перебраться в США, где в русском консульстве получили предложение заняться разбором архива бывшего Морского министерства. В первой половине 1919 года Евгенов был отозван колчаковским правительством и назначен начальником геодезического отделения гидрографического отдела Морского министерства при правительстве Колчака в Омске. В конце 1919 года его арестовали в Иркутске, но за отсутствием состава преступления в феврале 1920 года освободили по постановлению Иркутского ревкома.
В 1920–1921 гг. Евгенов участвовал в Первой советской арктической экспедиции по гидрографическому описанию устьев рек Лены и Оленека сначала в качестве заместителя, а после болезни и ухода Ф.А. Матисена – начальника. Главным итогом этой экспедиции, ведущие роли в которой, кроме Евгенова, играли такие высококлассные гидрографы, как П.К. Хмызников, И. П. Исполатов, Ю.Д. Чирихин, явился атлас дельты Лены с бухтой Тикси и атлас Лены ниже Якутска.
В 1924 году на судне «Азимут» Евгенов проводил гидрографические работы у западного побережья Новой Земли. В этом же году за свои научные заслуги он был награжден малой золотой медалью РГО.
В период 1926–1931 гг. Евгенов возглавлял морскую часть Карских товарообменных экспедиций, сыгравших огромную роль в освоении Северного морского пути. Итогом научной деятельности его в западном секторе Арктики явилась «Лоция Карского моря и Новой Земли». Эта работа получила высочайшую оценку у специалистов. К.М. Дерюгин считал ее «не только первой лоцией этого района, но и первой лоцией научного характера, не сравнимой с лоциями типа простых мореходных пособий».

 

Участники Карской экспедиции 1929 года на "Красине"

Слева направо: М.И. Шевелев, Э.П. Пуйше, Афанасьев, Н.И. Евгенов,

Г.Я. Вангенгейм, М.Я. Сорокин

(из архива Н.И. Евгенова)


В 1932 году правительством принимается решение о создании Северо-Восточной полярной экспедиции Наркомвода, которая должна была резко увеличить объем морских транспортных перевозок из Владивостока в восточный сектор Арктики. Для наилучшего использования опыта Карских экспедиций начальником новой экспедиции был назначен Евгенов. В 1932–1933 гг. он возглавил караван судов, перевозивший грузы из Владивостока на Колыму, зимовал в Чаунской губе Восточно-Сибирского моря.
После успешного беззимовочного рейса л/п «А. Сибиряков» вдоль арктических берегов России был создан ГУСМП, в задачу которого входила организация коммерческой эксплуатации этой трассы. Решение этой задачи было невозможно без создания надежного гидрографического обеспечения. Многоопытнейший арктический гидрограф Евгенов в 1933 году стал заместителем начальника гидрографического управления ГУСМП и занимал эту должность до 1938 года, совмещая административную работу с активной экспедиционной деятельностью.
В 1934 году он руководил научной работой на ледоколе «Красин», снявшем с острова Врангеля А.И. Минеева и забравшем продукты пятилетнего промысла – шкуры более двух тысяч песцов и шестисот медведей. Экспедиция провела масштабные гидрологические работы в проливе Лонга и наземную съемку острова Геральд, произвела на нем геологические работы, внесла важный вклад в изучение Чукотского моря и прилегающей части акватории Восточно-Сибирского моря.
В 1935 году Евгенов участвовал гидрографом в Первой высокоширотной экспедиции, а в 1937–1938 гг. возглавлял научные работы в период дрейфа ледокольных пароходов «Садко», «Г. Седов» и «Малыгин». В общей сложности им совершено в Заполярье более двадцати морских походов. Он в совершенстве знал трассу Северного морского пути и считался ведущим полярным лоцманом. По его инициативе впервые в практике арктического мореплавания была осуществлена судовая и воздушная ледовая разведка.
В 1938 году Евгенов был арестован и отправлен в лагерь. Ему припомнили происхождение, сотрудничество с Колчаком, дружеские отношения с эмигрировавшими офицерами-гидрографами. Вначале он работал на лесоповале, а затем стал наблюдателем на метеостанции в Котласе, давая прогнозы о вскрытии северных рек.
По окончании войны Евгенов в течение 1947–1951 гг. был профессором кафедры океанологии Ленинградского гидрометеорологического института, а затем вплоть до 1961 года работал старшим научным сотрудником Ленинградского отделения Государственного океанографического института.
Огромная работа была проделана Евгеновым по сбору, обработке и публикации материалов гидрографической экспедиции СЛО. Первая мировая война, революция, гражданская война не позволили сделать это во время. Материалы экспедиции расползлись по всей стране, была реальной угроза их безвозвратной потери. Эту важнейшую работу Евгенов начал в 1953 году; к 1957 году основная часть обнаруженных им материалов была собрана в Географическом обществе СССР, членом которого Евгенов был с 1916 года, а в 1960 году они были подготовлены к изданию. Однако в результате бюрократических проволочек реализовать публикацию, да и то в резко сокращенном виде, удалось лишь после его смерти в 1985 году.
Умер Евгенов в Петербурге и похоронен на Серафимовском кладбище: на скромной мраморной стеле изображена карта Северной Земли, в правом нижнем углу которой силуэт корабля и дата открытия архипелага. Изначально венчавший надгробие крестик отбит.

С 1974 года по настоящее время работает в Арктике гидрографическое судно «Николай Евгенов», приписанное к Архангельскому порту и принадлежащее ФГУП Гидрографическое предприятие министерства транспорта РФ (Россия).

 

Гидрографическое судно «Николай Евгенов»

 
Мыс на юго-восточной оконечности острова Большевик. Открыла и назвала в 1913 годугидрографической экспедиции СЛО.
Бухта в заливе Седова на восточном берегу северного острова Новой Земли. Назвала в сентябре 1925 года экспедиция Института по изучению Севера на шхуне «Эльдинг» под руководством Р.Л. Самойловича.
Пролив, отделяющий остров Старокадомского от юго-восточной оконечности острова Большевик – мыса Евгенова. Назван гидрографами в 1970–1980-е годы.

 

Вернуться на главную страничку