Галковский Николай Яковлевич
(1905–1937)


Советский полярный летчик.
Родился в Иваново-Вознесенске в рабочей семье. Окончил школу, учился в Ивановском индустриальном техникуме. С детства Галковский, как и его брат, увлекся авиацией, вступил в Общество друзей воздушного флота, преобразованного позднее в Осоавиахим. Из-за стремления связать свою жизнь с авиацией он оставил техникум и поступил в военную школу связи, по окончании которой служил в одной из частей гидроавиации в Севастополе, затем с 1928 года продолжил службу в московском НИИ ВВС. Галковский быстро вошел в когорту лучших авиационных радистов Советского Союза, летал флагманским радистом на праздничных авиапарадах, в 1934 году принял участие в перелете по маршруту Москва – Киев – Вена – Париж – Лион – Страсбург – Прага – Москва на четырехмоторном самолете ТБ-3.
1930-е годы были периодом стремительного развития советской авиации, реализовывалась впервые высказанная С. А. Леваневским идея трансарктических перелетов. Так получилось, что автора идеи опередили В. П. Чкалов и М. М. Громов, совершившие перелеты в Америку через Северный полюс.
Полет Леваневского начался 12 августа 1937 года. Он должнен был открыть коммерческую трассу через полюс. В состав экипажа самолета Н-209 конструкции В. Ф. Болховитинова вошли второй пилот Н. Г. Кастанаев, штурман В. И. Левченко, бортмеханики Г. Т. Побежимов и Н. Н. Годовиков. Планировавшийся радистом Л. Л. Кербер отправиться в полет не смог и был заменен Галковским, высочайшие профессиональные качества которого были хорошо известны.
Взлетели вечером с подмосковного аэродрома, и вся последующая информация о полете известна исключительно из радиограмм Галковского. 13 августа в 13 часов 40 минут он передал: «Пролетаем полюс. Дался он нам трудно. Начиная с середины Баренцева моря, все время мощная облачность. Высота 6000 метров, температура за бортом минус 35. Сильный ветер. Все в порядке…». Но уже через час сообщение о выходе из строя крайнего двигателя из-за порчи маслопровода. Практически это было последнее сообщение, содержащее информацию о полете.
Поиски самолета Леваневского продолжались девять месяцев. 24 советских и 7 иностранных самолетов обследовали 58 тысяч квадратных километров, но достоверных следов его обнаружить не удалось.
Мыс на о. Беккера арх. ЗФИ. Назван картографами не позднее 1955 года.

 

Мыс Галковского

(фото Н.М. Столбова)

 

Вернуться на главную страничку