Карчевский Бронислав Каэтанович
(1899–1958)


Арктический капитан гидрографических судов.
Родился в Петербурге в семье рабочего. В 1918 году окончил гимназию, поступил на кораблестроительное отделение Петроградского политехнического института. Отец умер, и сын был вынужден совмещать учебу с работой техником по судоремонту в Управлении морским транспортом Балтийского моря.
В 1919 году Карчевского откомандировали в Москву на курсы радиоспециалистов при МВТУ, по окончании которых он добровольцем вступил в военно-морской флот, служил сначала в Волжско-Каспийской военной флотилии, затем на Каспийском флоте, на эсминце «Достойный» участвовал в боевых действиях.
После демобилизации в 1921 году Карчевский работал радиотехником в Управлении морским транспортом Балтийского моря, в Балтийском морском пароходстве начальником радиосвязи, а после получения диплома штурмана дальнего плавания в 1927 году помощником капитана в заграничных плаваниях. В 1929 году он прошел обучение в Гидрографии ВМФ у профессора Кудрявцева, став специалистом по новейшему электронавигационному оборудованию, работал инспектором морского технического надзора в Ленинградском торговом порту, затем интендантом в Регистре СССР.
Репрессии 1930-х годов не обошли Карчевского стороной. В 1933 году он был осужден органами ОГПУ на 6 лет по статьям 17 и 58в. В 1936 году дело было пересмотрено и прекращено, но три года лагерей остались при нем.
После освобождения Карчевский связал свою судьбу с Арктикой, став сотрудником ГУ ГУСМП. До 1940 года он работал помощником капитана и капитаном на гидрографических судах по трассе Северного морского пути, участвовал в зимовках. Рано проявившаяся у него болезнь сердца заставила его уйти из плавсостава. В военные и послевоенные годы Карчевский работал начальником отдела флота Архангельской базы, заместителем начальника и начальником базы, капитаном-девиатором, капитаном-наставником. В 1956 году болезнь заставила его уйти на пенсию.
Заслуги Карчевского отмечены медалями «За оборону Советского Заполярья», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».
Умер в Архангельске и похоронен на Соломбальском кладбище.
Пролив между островами Солсбери и Елизаветы в арх. ЗФИ. Название дано полярными гидрографами и утверждено Архангельским облисполкомом в 1963 году (Решение №651).

 

Вернуться на главную страничку