Коцебу Отто Евстафьевич
(30.12.1788–03.02.1846)


Выдающийся русский мореплаватель.
Родился в Ревеле, его отцом был известный писатель Август Коцебу, убитый в 1819 году по политическим мотивам.
В 1796 году мальчика определили кадетом в сухопутный корпус, однако, с детства мечтая о море, он в 1803 году пошел волонтером на корабль Русско-Американской компании «Надежда» под командованием И. Ф. Крузенштерна. Поход судов «Надежда» и «Нева» (капитан Ю. Ф. Лисянский) в 1803–1806 гг. был первым кругосветным плаванием русских моряков.
Трехлетняя служба под руководством такого моряка, как Крузенштерн, стала великолепной морской и жизненной школой для молодого Коцебу. Помимо прекрасных профессиональных навыков, он впитал в себя лучшие человеческие качества русского морского офицера, заключавшиеся в уважении и заботе о матросах, благородном отношении к жителям тех стран, которые посещали мореплаватели.
В 1808–1809 гг. во время войны со Швецией Коцебу на захваченном у врага транспорте крейсировал между Аландскими и Финскими шхерами, в 1811–1814 гг. уже в чине лейтенанта командовал на Белом море яхтою «Ласточка».
В последующие три года Коцебу совершил плавание, которое позволило ему войти в когорту выдающихся русских мореплавателей. В 1815 году по рекомендации Крузенштерна он возглавил кругосветную экспедицию на «Рюрике», снаряженную на средства выдающегося русского государственного деятеля канцлера Н. П. Румянцева. В задачу ее входили поиски прохода из Тихого океана в Атлантический вдоль северных берегов Северной Америки, так называемого Северо-Западного прохода. Кроме этой задачи, экспедиции предписывалось обследовать слабо изученные приэкваториальные области западной части Тихого океана. Подробнейшие инструкции были получены от Крузенштерна и астронома Горнера. Офицерский состав экспедиции, состоявший всего из двух человек – самого Коцебу и лейтенанта Г. С. Шишмарева должен был выполнить огромный объем гидрографических и гидрологических наблюдений, а также измерения земного магнетизма. Кроме того, в экспедиции участвовали три научных работника – А. Шамиссо, И.-Ф. Эшшольц, Вормшельд и художник Хорис, в задачи которых входили наблюдения и сбор материалов по этнографии и биологии.
Вышли с Кронштадтского рейда 30 июля 1815 года. Огибая южную оконечность Южной Америки мыс Горн, попали в жесточайший шторм, во время которого Коцебу едва не погиб, смытый мощной волной. В южной части Тихого океана открыли целый ряд островов, получивших имена Румянцева, Крузенштерна, Свиридова, «Рюрика» и др. Через одиннадцать месяцев 19 июня 1816 года прибыли в Петропавловск, исправив повреждения и усилив корпус судна, двинулись к Берингову проливу. В проливе открыли о-ва Ратманова, а севернее, на американском берегу длинный залив. Поднявшись до 67° 30' с.ш., встретили льды и повернули на юг.
Зимой обследовали южную часть Тихого океана, заходили на отдых и ремонт судна в Сан-Франциско, затем посетили Гавайские и Сандвичевы острова, открыли новые острова, сделали съемку открытых в прошлом году. Во время сильнейшего шторма 13 апреля 1817 года Коцебу снова едва не погиб. Огромной волной он был брошен грудью на палубу и получил тяжелый ушиб, имевший серьезные последствия для него и всей экспедиции.
29 июня 1817 года снова пошли на север, но, попав в холодную зону, Коцебу почувствовал страшную боль в груди и вынужден был вернуться. По пути домой открыли целый ряд новых островов. Научные результаты экспедиции оказались весьма существенными. За это плавание Коцебу получил звание капитан-лейтенанта и орден
Св. Владимира 4 степени.
В течение 1819–1822 гг. Коцебу состоял при адмирале Свиридове адъютантом для особых поручений.
В 1823–1826 гг. состоялось его второе кругосветное плавание на судне «Предприятие». Первоначальной целью экспедиции был поиск новых земель, но затем поручили доставить грузы и встать на охрану берегов Русской Америки. Это плавание также отмечено целым рядом открытых по дороге островов.
Всего за два кругосветных плавания Коцебу открыто 339 островов. И хотя большей частью это мелкие атоллы, точное определение их положения сыграло неоценимую роль для обеспечения безопасного плавания. Кроме того, Коцебу исправил многочисленные ошибки в определении координат островов, открытых его предшественниками.
По возвращении Коцебу получил звание капитана 2 ранга, снова состоял при адмирале Свиридове, командовал кораблем «Император Петр I» и флотским экипажем.
В 1828 году его уволили для излечения, а в 1830 году в звании капитана 1 ранга – окончательно из-за расстроенного здоровья.
Последние годы жизни он занимался сельским хозяйством, заслужив на этом поприще большую известность среди помещиков Эстляндии.
Проболев пять месяцев, Коцебу скончался. Похоронен в деревне Козе, расположенной в излучине реки Пирита, Харьюский район Эстонии. Могила его расположена близ старинной церкви XV века, к настоящему времени значительно разрушенной. В 1959 году она была взята под охрану государства. По сообщению 1960 года фамильное кладбище «кругосветного мореплавателя Отто Коцебу» было отреставрировано.
Залив Чукотского моря к востоку от Берингова пролива. Открыт и назван в 1816 году экспедицией Коцебу на «Рюрике».

 

Вернуться на главную страничку