Крылов Алексей Николаевич
(03(15).08.1863–26.10.1945)


Выдающийся русский ученый, кораблестроитель, академик, Герой Социалистического Труда.
Родился в селе Висяга Алатырского уезда Симбирской губернии (ныне село Крылово Порецкого района Чувашии) в семье артиллерийского офицера. Отец его получил образование за казенный счет, как сын ветерана, раненого под Бородино.
В 1878 году Крылов поступил в Морское училище, которое окончил с отличием в 1884 году и приступил к работе в компасной мастерской Гидрографического управления под руководством И. П. Колонга, где исследовал девиацию магнитных компасов. Теория магнитных и гирокомпасов прошла через всю его жизнь. Много позже, в 1938–1940 гг. он опубликовал ряд работ, в которых дал полное изложение теории девиации магнитного компаса, исследовал вопросы теории гироскопических компасов, разработал теорию влияния качки корабля на показания компаса. В 1941 году эти исследования были отмечены Сталинской премией.
В 1887 году Крылов перешел на Франко-русский завод, а затем продолжил учебу на кораблестроительном отделении Морской академии. После окончания курса в 1890 году он остался в академии, где вел практические занятия по математике, а впоследствии читал курс теории корабля.
В 1890-е годы мировую известность приобрел труд Крылова «Теория качки корабля», за которую в 1898 году он, первым из иностранцев, был награжден золотой медалью Британского общества корабельных инженеров.

 

Мемориальная доска на здании Морского корпуса Петра Великого. Петербург, наб.Лейтенанта Шмидта, д.17


Крылов с дочерью Анной, ставшей впоследствии женой академика П. Л. Капицы, активно сотрудничал с С. О. Макаровым, работая над проблемой плавучести корабля. Результаты этой работы вскоре стали классическими и до сих пор широко используются в мире. Много лет спустя Крылов написал о ранних идеях Макарова по борьбе с креном или дифферентом поврежденного корабля путем затопления неповрежденных отсеков. Это казалось морским чиновникам большой чушью, и потребовалось 35 лет на то, чтобы убедить их в правоте и большой практической значимости идей 22-летнего Макарова.
Крылов был талантливым консультантом по делам флота. Сам он отмечал, что его советы сэкономили правительству больше стоимости самого современного дредноута. Он всегда славился острым языком, и его меткие ответы правительству и думе становились легендами.
В 1916 году Крылов возглавил Главную физическую обсерваторию и Главное военно-метеорологическое управление. В 1917 году его назначили директором физической лаборатории АН, позже начальником Морской академии.
После революции Крылов передал все суда Советскому правительству и продолжал работать на развитие флота. В 1921 году его направили в Лондон в качестве представителя правительства для восстановления зарубежных научных связей страны. В 1927 году он вернулся в Советский Союз.
Крылов знаменит своими работами по гидродинамике, в том числе и по теории движения корабля на мелководье, он автор около 300 книг и статей, которые покрывают большой диапазон человеческого знания, включая судостроение, магнетизм, артиллерийское дело, математику, астрономию и геодезию. Широко используются его знаменитые таблицы непотопляемости.

Деятельность Крылова в дореволюционный период отмечена орденами Св.Анны 1 и 2 степеней, Св.Станислава 1, 2 и 3 степеней, Св.Владимира 2, 3 и 4 степеней.
Умер в Ленинграде, похоронен на Литераторских мостках Волкова кладбища неподалеку от И. П. Павлова и Д. И. Менделеева. Стела с барельефным портретом.
Мыс на п-ове Де-Колонга на берегу Харитона Лаптева. Описан и нанесен на карту Н. Н. Коломейцевым в 1900 году. Назван Э. В. Толлем.

 

Вернуться на главную страничку