Крузенштерн Иван Федорович
(08(19).11.1770–12(24).08.1846)


Адмирал, первый русский кругосветный мореплаватель.
Родился в Эстляндской губернии, в имении Хаггут близ Ревеля (Таллинн) в небогатой дворянской, вполне сухопутной семье, где он был шестым ребенком. Когда мальчику минуло четырнадцать лет, кто-то из друзей посоветовал родителям определить его в Морской кадетский корпус. Крузенштерн был его воспитанником в течение 1785–1788 гг.: из-за начавшейся русско-шведской войны он был выпущен досрочно «за мичмана» и сразу оказался в эпицентре боевых действий. На корабле «Мстислав» под командованием капитана Г. И. Муловского молодой моряк участвовал в Гогландском, Эландском, Ревельском и Выборгском сражениях.
В 1793–1799 гг. Крузенштерн добровольцем проходил службу на английских судах в Атлантическом и Индийском океанах, а также в Южно-Китайском море, был произведен в капитан-лейтенанты.
В 1799 и 1802 гг. он представил проекты кругосветных плаваний для прямого торгового сообщения между российскими портами на Балтике и на Аляске. Первый был отвергнут, а второй, несколько переработанный, одобрен министром коммерции графом Н. П. Румянцевым и утвержден Александром I, который предоставил осуществление его самому Крузенштерну.

 

Имение И. Ф. Крузенштерна мыза Асс

(из архива А. В. Крузенштерна)


Экспедиция, состоявшая из двух парусных шлюпов «Надежда» и «Нева», вышла из Кронштадта 26 июля (7 августа) 1803 года. Судном «Нева» командовал Ю. Ф. Лисянский. На борту «Надежды» находилась возглавляемая Н. П. Резановым посольская миссия в Японию. В составе команды «Надежды» были ставшие позднее знаменитыми моряками М. И. Ратманов, О. Е. Коцебу, Ф. Ф. Беллинсгаузен. На «Неве» шел будущий историк Российского флота В. Н. Берх.
Плавание проходило тяжело. Помимо естественных сложностей, связанных с океанским походом, большие проблемы возникли из-за расплывчатости и неопределенности инструкций, данных Резанову. Последний считал себя главным в экспедиции, моряки же, естественно, не могли допустить главенство сухопутного человека. Конфликт зашел настолько далеко, что по прибытии в Петропавловск Резанов подал жалобу генерал-губернатору Камчатки генерал-майору П. И. Кошелеву. Выдержанная позиция Кошелева помогла формально уладить конфликт. Император удовлетворился этим и не дал делу дальнейшего хода.
Из Европы суда направились к Канарским островам, пересекли экватор и встретили Рождество у берегов Бразилии. В результате шторма в районе мыса Горн суда разлучились: Лисянский обследовал о. Пасхи, а Крузенштерн отправился к Маркизским островам, где корабли встретились. От Гавайских островов Лисянский отправился в Русскую Америку, принимал участие в освобождении Ситхинской крепости, захваченной индейцами, а Крузенштерн, разгрузившись на Камчатке, доставил миссию Резанова в Японию. Простояв полгода около Нагасаки, «Надежда» летом 1805 года вернулась в Петропавловск. После обследования Сахалина судно отправилось в обратный путь.
Помимо всего прочего, экспедиция внесла серьезный вклад в географическую науку. Как писал академик К. М. Бэр, она обогатила «науку открытиями и исследованиями, далеко раздвинувшими пределы естествознания и географии».

 

Мемориальная доска на здании Морского корпуса Петра Великого. Петербург, наб.Лейтенанта Шмидта, д.17


По возвращении Крузенштерн был прикомандирован к Петербургскому порту для создания труда о кругосветном плавании. В начале Отечественной войны 1812 года он пожертвовал на народное ополчение треть своего состояния (1000 рублей); около года как член дипломатической миссии путешествовал по Англии. Его трехтомное описание кругосветного путешествия увидело свет в течение 1809–1812 гг. и было переведено в семи странах Европы. Крузенштерна избрали членом академий и научных обществ Англии, Франции, Германии и Дании.

 

Памятник И. Ф. Крузенштерну на набережной Лейтенанта Шмидта


Развивающаяся болезнь глаз и не сложившиеся отношения с морским министром вынудили Крузенштерна просить освобождения от работы; в декабре 1815 года он был отправлен в бессрочный отпуск, но не прекращал активной деятельности. До 1836 года им составлен и издан «Атлас Южного моря» с обширными гидрографическими примечаниями. В течение 1827–1842 гг. Крузенштерн, постепенно повышаясь в званиях до полного адмирала, был директором Морского кадетского корпуса, инициатором создания при этом заведении высшего офицерского класса, впоследствии преобразованного в Военно-Морскую академию. Многие выдающиеся мореплаватели и путешественники обращались к нему за поддержкой и советом. Он был организатором экспедиций Отто Коцебу, Михаила Васильева – Глеба Шишмарева, Фаддея Беллинсгаузена – Михаила Лазарева, Михаила Станюковича – Федора Литке. Крузенштерн известен как один из учредителей ИРГО. В 1873 году в Петербурге на набережной Невы напротив здания Морского корпуса ему поставлен памятник (скульптор И. Н. Шредер, архитектор И. А. Монигетти).

Заслуги Крузенштерна отмечены орденами Св.Георгия 4 класса, Св.Александра Невского с бриллиантами, Св.Владимира 3 степени, Св.Анны 2 степени.
Умер в своем имении Асс Везенбергского уезда Эстляндской губернии.
Похоронен в Домском соборе в Таллинне.
Остров в группе о-вов Диомида в Беринговом проливе.

Мыс на побережье Северной Америки в море Бофорта. Назван в 1826 году Дж. Франклиным.
Мыс
на побережье Аляски в Чукотском море. Открыт и назван в 1816 году О. Е. Коцебу.

Гора севернее п-ова Адмиралтейства на западном берегу северного острова Новой Земли. Названа в 1822 году Ф. П. Литке.
Озеро на юге п-ова Бутия на севере Канады.

Губа в Карском море на западном берегу п-ова Ямал. Описал и назвал в 1826 году И. Н. Иванов.

Вернуться на главную страничку