Кучиев Юрий Сергеевич

(26.08.1919-14.12.2005)

 

Выдающийся советский ледовый капитан, Герой Социалистического Труда

Родился в ауле Аиб ныне Алагирского района республики Северная Осетия – Алания. Во время Гражданской войны его отец был красным партизаном, затем директором Ардонской машино-тракторной станции, вырос до поста наркома земледелия республики. В 1938 году он был арестован и расстрелян. Клеймо сына врага народа помешало Кучиеву поступить в летную школу.

Незадолго до войны Кучиев, заручившись рекомендательным письмом от самого Марка Ивановича Шевелева, уехал на Диксон. Начал работу в Арктике матросом буксира «Василий Молоков», плавал младшим офицером на различных судах, в 1943/1944 гг. зимовал на Диксоне. 

После окончания в 1944 году курсов штурманов малого плавания Кучиев стал 3-им помощником капитана ледокольного парохода «Таймыр», участвовал в конвоях, после войны вплоть до 1962 года работал помощником капитана ледоколов «Ермак», «Малыгин», «Сибиряков», «Илья Муромец», «Красин».

В 1963 году Кучиев заочно окончил ЛВИМУ имени С. О. Макарова, после чего занимал уже капитанские должности: 1964-1971 гг. – дублер капитана и капитан атомохода «Ленин», 1966-1968 гг. – капитан ледокола «Красин».  Вершиной производственной карьеры Кучиева была должность капитана атомохода «Арктика», которую он занял в  1971 году, когда судно еще только строилось. До момента его вступления в строй капитан сформировал прекрасно обученную и слаженно работающую команду. Он провел весь комплекс испытаний атомохода и добился принятия его комиссией с оценкой «отлично». В 1976 году «Арктика», ведомая Кучиевым, вызволила из ледового плена ледокол «Ермак» с сухогрузом «Капитан Чижевский» и ледокол «Ленинград» с транспортом «Челюскин».

Атомоход «Арктика»

 

17 августа 1977 года произошло событие, навсегда вписавшее имя атомохода «Арктика» и его капитана в историю исследований Арктики. Впервые надводное судно в активном плавании сумело достичь северного полюса. Из Мурманска курс был проложен севернее Новой Земли, через Карское море к проливу Вилькицкого, затем в море Лаптевых и восточнее Северной Земли по 130 меридиану на север до полюса. Умелая проводка, максимальное использование мощностей судна, постоянная авиационная ледовая разведка позволили осуществить этот рейс за тринадцать суток вместо запланированных двадцати восьми. Прошло почти пятнадцать лет до той поры, когда полюса достигло иностранное судно. Успех «Арктики» способствовал  ускоренному развитию советского атомного ледокольного флота. За этот исторический рейс Кучиев был удостоен звания Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Кроме того, заслуги Кучиева были отмечены орденами Отечественной войны 2-ой степени и Трудового Красного Знамени и несколькими медалями, в том числе «За оборону Советского Заполярья».

В 1981 году по рекомендации медицинской комиссии Кучиев был переведен на береговую работу.

Умер в Санкт-Петербурге.  Еще в 1999 году после смерти жены Нинель Константиновны Кучиев составил завещание, в котором просил друзей и соратников по атомному ледокольному флоту выполнить его последнюю волю после ухода из жизни – предать водам Северного Ледовитого океана в районе Северного полюса свой прах и прах жены. «Вы хорошо знаете, что всегда был и до конца остаюсь романтиком и нисколько об этом не жалею. А Диксон, Ледовитый океан и Северный полюс имеют прямое отношение к нашей общей с Нинель Константиновной судьбе», –   писал Кучиев в своем завещании.

Воля Кучиева была выполнена. 13 августа 2006 года почти ровно через 29 лет с даты достижения полюса атомоход «Ямал» доставил урны в точку 89° 59.38′ с.ш. и 65° 37.03′, где после траурного митинга они были опущены в разводье.

Остров архипелага ЗФИ, образовавшийся в результате отделения юго-западной части острова Нортбрук. Открыт в начале 2008 года в ходе экспедиции атомного  ледокола «Ямал». Назван решением Архангельского областного Собрания.

 

Вернуться на главную страничку