Лесовский Степан Степанович

Лесовский Степан Степанович
(1817–26.02.1884)


Российский флотоводец, адмирал.
Родился во Франции в городе Ретет, где служил в русских оккупационных войсках его отец, командир Кинбурнского драгунского полка. Происходил из дворян, являлся дальним потомком сподвижника Петра I П.П. Шафирова.
Будущий адмирал родился чрезвычайно слабым ребенком, которому врачи предсказывали скорую слепоту и смерть, но благодаря русскому врачу Маркусу здоровье удалось поправить.

Первоначальное образование Лесовский получил дома, а затем поступил в Морской кадетский корпус, который окончил в 1835 году с производством в мичманы. В 1839 году, окончив курс офицерских классов при корпусе, он получил назначение на Черноморский флот под командование адмирала М.П. Лазарева и в том же году совершил несколько плаваний на черноморских судах. Затем он участвовал в крейсерстве у берегов Кавказа и под командой Истомина плавал в Средиземном море, командовал бригом «Язон», а затем фрегатом «Кулевчи», с которым участвовал в выслеживании турецкого флота.
В 1853 году на фрегате «Диана» он был направлен в Тихий океан для подкрепления эскадры вице-адмирала Путятина. Переход прошел весьма удачно, несмотря на то, что приходилось идти мимо враждебных тогда России французских и английских портов. В следующем году «Диана» погибла вследствие землетрясения и цунами на Симодском рейде, и Лесовский отправился на купеческой шхуне в Камчатку для подкрепления своей командой Петропавловского гарнизона. Однако порт к этому моменту был уже оставлен войсками, и Лесовский направился в Николаевск на Амуре, где проявились его организаторские способности. Вскоре он был назначен начальником строившихся здесь батарей и командиром сводного экипажа, составленного из команд фрегатов «Паллада», «Диана» и «Аврора». В 1857 году Лесовский вернулся по суше через Сибирь в Петербург и, прослужив некоторое время в возникшем тогда обществе пароходства и торговли, по личному избранию генерал-адмирала Великого Князя Константина Николаевича, был назначен капитаном над Кронштадтским портом. В этой должности ему пришлось много поработать над укомплектованием, вооружением и снабжением многочисленных судов, отправлявшихся в то время в ряд заграничных плаваний.
В 1862 году для выяснения достоинств броненосных судов типа «Монитор» Лесовского командировали в Северную Америку. Результатом поездки была постройка морским ведомством около десятка этого рода судов для Балтийского флота.
В 1863 году Лесовскому, произведенному в контр-адмиралы, доверили выполнение поручения большой государственной важности – он возглавил эскадру из шести военных кораблей (трех фрегатов «Ослябя», «Александр Невский» и «Пересвет», двух корветов «Варяг» и «Витязь» и клипера «Алмаз»), которые разновременно вышли из Петербурга к берегам США и соединились в Нью-Йорке. Демонстрируя сочувствие России правительству Линкольна в противовес враждебной Линкольну политике Англии, содействующей рабовладельческому Югу, корабли вышли из Северного моря в Атлантический океан не через Ла-Манш, а вокруг северной оконечности Великобритании. Неожиданное появление русской эскадры у берегов Америки произвело сильное впечатление в Западной Европе, предотвратило вмешательство Англии и Франции в гражданскую войну Севера и Юга и послужило упрочением нашей дружбы с Северной Америкой. Лесовскому был оказан торжественный прием. За выполнение с чрезвычайным успехом этой миссии Лесовский удостоился Высшего одобрения и был зачислен в свиту Государя. О значении для России этой миссии Лесовского говорит и такой факт. Когда его хоронили, кто-то спросил: «А чем он знаменит, этот Лесовский? Какое сражение выиграл?.. «Он выиграл войну. – был ответ. – И выиграл ее без единого выстрела, не пролив ни капли русской крови»!
В 1864 году Лесовский стал Главным командиром Кронштадтского порта и сначала, исполняющим обязанности военного губернатора, а затем и военным губернатором Кронштадта. На этом посту он, кроме всевозможных улучшений в морской части, много сделал для городского хозяйства. Так, при нем в городе появился водопровод, газовое освещение, реализован ряд других мер по благоустройству города.

 

Капитаны экспедиции русского флота к берегам Северной Америки. Слева направо: П.А. Зеленой (клипер «Алмаз»), И.И. Бутаков (фрегат «Ослябя»), М.Я. Федоровский (фрегат «Александр Невский»), адмирал С.С. Лесовский (командир эскадры), Н.В. Копытов (фрегат «Пересвет»), О.К. Кремер, (корвет «Витязь»), Р.А. Лунд (корвет «Варяг»).


В 1869 году Лесовский был произведен в генерал-адъютанты, а два года спустя получил назначение помощником управляющего морским министерством, а после смерти управляющего министерством адмирала Краббе занял его место.
В 1880 году в связи с обострением отношений России с Китаем Лесовского назначили на должность начальника Тихоокеанской эскадры, стоявшей тогда у Китайских берегов, с одновременным зачислением в члены Государственного военного совета.
По возвращении с Дальнего Востока он был произведен в полные адмиралы и взялся за возложенное на него трудное дело по пересмотру и обработке морского устава. Однако расстроенное здоровье прервало это его занятие. В феврале 1884 года он ушел в отставку, а через месяц скончался в Петербурге. Похоронен на Новодевичьем кладбище, мраморный саркофаг с якорем и цепями.
Награжден орденами Св. Александра Невского, Св. Анны 1, 2 и 3 степеней, Св. Владимира 1, 2 и 3 степеней, Белого Орла.
Мыс западный входной в бухте Провидения Анадырского залива на севере Берингова моря. Назвали в 1881 году офицеры клипера «Всадник».

 

Вернуться на главную страничку