Лесовский Степан Степанович
(1817–26.02.1884)


Российский флотоводец, адмирал.
Родился во Франции в городе Ретет, где служил в русских оккупационных войсках его отец, командир Кинбурнского драгунского полка. Происходил из дворян, являлся дальним потомком сподвижника Петра I П. П. Шафирова.
Будущий адмирал родился чрезвычайно слабым ребенком, которому врачи предсказывали скорую слепоту и смерть, но благодаря русскому врачу Маркусу здоровье удалось поправить.

Первоначальное образование Лесовский получил дома, а затем поступил в Морской кадетский корпус, который окончил в 1835 году с производством в мичманы. В 1839 году, окончив курс офицерских классов при корпусе, он получил назначение на Черноморский флот под командование адмирала М. П. Лазарева и в том же году совершил несколько плаваний на черноморских судах. Затем он участвовал в крейсерстве у берегов Кавказа и под командой Истомина плавал в Средиземном море, командовал бригом «Язон», а затем фрегатом «Кулевчи», с которым участвовал в выслеживании турецкого флота.
В 1853 году на фрегате «Диана» он был направлен в Тихий океан для подкрепления эскадры вице-адмирала Путятина. Переход прошел весьма удачно, несмотря на то, что приходилось идти мимо враждебных тогда России французских и английских портов. В следующем году «Диана» погибла вследствие землетрясения и цунами на Симодском рейде, и Лесовский отправился на купеческой шхуне в Камчатку для подкрепления своей командой Петропавловского гарнизона. Однако порт к этому моменту был уже оставлен войсками, и Лесовский направился в Николаевск на Амуре, где проявились его организаторские способности. Вскоре он был назначен начальником строившихся здесь батарей и командиром сводного экипажа, составленного из команд фрегатов «Паллада», «Диана» и «Аврора». В 1857 году Лесовский вернулся по суше через Сибирь в Петербург и, прослужив некоторое время в возникшем тогда обществе пароходства и торговли, по личному избранию генерал-адмирала Великого Князя Константина Николаевича, был назначен капитаном над Кронштадтским портом. В этой должности ему пришлось много поработать над укомплектованием, вооружением и снабжением многочисленных судов, отправлявшихся в то время в ряд заграничных плаваний.
В 1862 году для выяснения достоинств броненосных судов типа «Монитор» Лесовского командировали в Северную Америку. Результатом поездки была постройка морским ведомством около десятка этого рода судов для Балтийского флота.
В 1863 году Лесовскому, произведенному в контр-адмиралы, доверили выполнение поручения большой государственной важности – он возглавил эскадру из шести военных кораблей (трех фрегатов «Ослябя», «Александр Невский» и «Пересвет», двух корветов «Варяг» и «Витязь» и клипера «Алмаз»), которые разновременно вышли из Петербурга к берегам США и соединились в Нью-Йорке. Демонстрируя сочувствие России правительству Линкольна в противовес враждебной Линкольну политике Англии, содействующей рабовладельческому Югу, корабли вышли из Северного моря в Атлантический океан не через Ла-Манш, а вокруг северной оконечности Великобритании. Неожиданное появление русской эскадры у берегов Америки произвело сильное впечатление в Западной Европе, предотвратило вмешательство Англии и Франции в гражданскую войну Севера и Юга и послужило упрочением нашей дружбы с Северной Америкой. Лесовскому был оказан торжественный прием. За выполнение с чрезвычайным успехом этой миссии Лесовский удостоился Высшего одобрения и был зачислен в свиту Государя. О значении для России этой миссии Лесовского говорит и такой факт. Когда его хоронили, кто-то спросил: «А чем он знаменит, этот Лесовский? Какое сражение выиграл?.. «Он выиграл войну. – был ответ. – И выиграл ее без единого выстрела, не пролив ни капли русской крови»!
В 1864 году Лесовский стал Главным командиром Кронштадтского порта и сначала, исполняющим обязанности военного губернатора, а затем и военным губернатором Кронштадта. На этом посту он, кроме всевозможных улучшений в морской части, много сделал для городского хозяйства. Так, при нем в городе появился водопровод, газовое освещение, реализован ряд других мер по благоустройству города.

 

Капитаны экспедиции русского флота к берегам Северной Америки. Слева направо: П. А. Зеленой (клипер «Алмаз»), И. И. Бутаков (фрегат «Ослябя»), М. Я. Федоровский (фрегат «Александр Невский»), адмирал С. С. Лесовский (командир эскадры), Н. В. Копытов (фрегат «Пересвет»), О. К. Кремер, (корвет «Витязь»), Р. А. Лунд (корвет «Варяг»).


В 1869 году Лесовский был произведен в генерал-адъютанты, а два года спустя получил назначение помощником управляющего морским министерством, а после смерти управляющего министерством адмирала Краббе занял его место.
В 1880 году в связи с обострением отношений России с Китаем Лесовского назначили на должность начальника Тихоокеанской эскадры, стоявшей тогда у Китайских берегов, с одновременным зачислением в члены Государственного военного совета.
По возвращении с Дальнего Востока он был произведен в полные адмиралы и взялся за возложенное на него трудное дело по пересмотру и обработке морского устава. Однако расстроенное здоровье прервало это его занятие. В феврале 1884 года он ушел в отставку, а через месяц скончался в Петербурге. Похоронен на Новодевичьем кладбище, мраморный саркофаг с якорем и цепями.
Награжден орденами Св. Александра Невского, Св. Анны 1, 2 и 3 степеней, Св. Владимира 1, 2 и 3 степеней, Белого Орла.
Мыс западный входной в бухте Провидения Анадырского залива на севере Берингова моря. Назвали в 1881 году офицеры клипера «Всадник».

 

Вернуться на главную страничку