Леваневский Сигизмунд Александрович
(15.05.1902–13.08.1937)


Полярный летчик, Герой Советского Союза.
Родился в бедной рабочей семье, в Петербурге, куда из польской деревни Сокулка Гродненской губернии в поисках работы переехали его родители. Отец умер, когда сыну было всего 8 лет. В 1916 году, окончив три класса уездного училища, Леваневский, для того чтобы прокормить семью, пошел работать. После революции его родные эмигрировали на свою историческую родину в Польшу, а Леваневский вступил в Красную Армию, под командованием Блюхера воевал с колчаковцами, позднее на Кавказе участвовал в подавлении мятежа имама Гоцинского. В 1921 году ему удалось перевестись в Петроградский военный округ на должность завхоза воздухоплавательного отряда. Как он сам говорил, с этого момента началась его жизнь в авиации.
В Ораниенбауме Леваневский увидел полеты Б. Г. Чухновского, полетал с ним пассажиром и принял решение стать летчиком. В 1923 году ему удалось добиться направления в Севастопольскую школу морских летчиков, которую он окончил через два года. Несколько лет Леваневский работал инструктором, начальником летных школ в Николаеве и Полтаве. Его тянуло на Крайний Север, и, наконец, в 1933 году он получил задание перегнать самолет «Дорнье-Валь» из Севастополя в Хабаровск. Этот перелет продолжался почти два месяца.
Из череды славных дел Леваневского на Севере первым, сразу сделавшим его имя всемирно известным, был полет с целью спасения американского летчика Джеймса Маттерна, совершавшего рекордный перелет вокруг света и потерпевшего аварию на Чукотке. Вылетев из Хабаровска через Анадырь к месту аварии, гидросамолет Леваневского, преодолев значительные трудности, доставил американца на Аляску. За этот полет Леваневскому вручили его первую награду – орден Красной Звезды. Затем были полеты с ледовой разведкой в Беринговом море, на мыс Северный (Шмидта), на о. Врангеля, на Аляску. Весной 1934 года Леваневский принял самое активное участие в операции по спасению челюскинцев. Правительственная комиссия поручила ему доставить на арктическое побережье своего полномочного представителя Г. А. Ушакова. Полет проходил в тяжелейших условиях. Низкая облачность прижала самолет к земле. Несколько раз, только благодаря мастерству пилота, чудом удалось избегать столкновения с прибрежными скалами. После набора высоты началось обледенение. Самолет практически начал падать, однако Леваневскому на подлете к Ванкарему (Аляска) удалось совершить вынужденную посадку на фюзеляж. Командир получил травму головы, остальные члены экипажа и Ушаков не пострадали. Однако самолет совершать дальнейшие полеты был не в состоянии. В таком положении оказались многие выдающиеся полярные летчики, привлеченные к спасательной операции. Все они были удостоены высоких правительственных наград, но среди них лишь одному Леваневскому было присвоено звание Героя Советского Союза, которое также получили шесть пилотов, добравшихся до ледового лагеря челюскинцев. Скорее всего, это было связано с особой симпатией к нему Сталина, который, как известно, по собственной прихоти решал, кого казнить, кого миловать. Возможно, сказалась высочайшая оценка летного мастерства Леваневского, данная Ушаковым.
Подобное положение угнетающе действовало на самолюбивого, уже сумевшего прославиться Леваневского. Всеми силами во чтобы то ни стало он старался совершить нечто такое, что позволило бы ему снять двусмысленность ситуации, доказать заслуженность полученного высочайшего звания. Это стремление наложило отпечаток на все его последующие поступки, в немалой степени способствовало трагическому завершению жизни.
После челюскинской эпопеи Леваневский продолжал работу в Арктике, занимаясь ледовой разведкой и вынашивая план беспосадочного перелета через Северный полюс.
Первая попытка реализации этого плана состоялась в 1935 году: на одномоторном самолете А. Н. Туполева АНТ-25 он стартовал из Москвы к Северному полюсу, но над Баренцевым морем из-за неполадок в двигателе принял решение вернуться. Непременное желание отличиться, еще более подогретое неудачей, толкало его на плохо обоснованные поступки. Он выступил с резко отрицательной оценкой летных качеств туполевской машины, с которой не были согласны другие выдающиеся полярные летчики. Леваневскому удалось добиться разрешения Сталина на приобретение американского самолета. Ошибочность мнения Леваневского выявилась скоро. В 1936 году экипаж В. П. Чкалова на АНТ-25 совершил успешный перелет по маршруту Москва – Дальний Восток. В следующем году на этом же самолете они осуществили и лелеемый Леваневским перелет через полюс, повторенный через три недели экипажем М. М. Громова. Все участники перелетов получили звания Героев Советского Союза. Ясно, что психологическое напряжение Леваневского от этого еще более усилилось. Он должен был совершить то же самое, пускай и не первым. Сталин, по-прежнему симпатизировавший Леваневскому, разрешил ему взять любой самолет, какой он пожелает. Самолюбие не позволяло использовать АНТ-25, и Леваневский остановил свой выбор на четырехмоторном бомбардировщике В. Ф. Болховитинова. Сам конструктор не считал свой самолет пригодным для подобных перелетов, но Леваневский был неукротим в своем желании полететь как можно скорее. Отвергнув все советы и возражения, в том числе информацию о неблагоприятном по метеоусловиям времени полета, 12 августа 1937 года самолет Н-209 стартовал в направлении на Северный полюс. Наверняка в душе Леваневский понимал необдуманность своего решения, но менять ничего не хотел. Пан или пропал, сейчас или никогда – так можно характеризовать его состояние. Он считал, что должен отработать выданный ему три года тому назад аванс – звание Героя. Как правильно писал З. М. Каневский, психологически ситуация была сходна с той, что сложилась вокруг экспедиции Г. Я. Седова.

 

Экипаж Леваневского: (слева направо радист Н.Я. Галковский,

второй пилот Н.Г. Кастанаев, командир С.А. Леваневский,

бортмеханики Г.Т. Побежимов, Н.Н. Годовиков, штурман В.И. Левченко


Леваневский мастерски поднял в воздух перегруженную машину, и у провожающих отлегло от сердца. Однако через сутки полета уже за полюсом отказал один двигатель. Обледеневший самолет стал терять высоту, затем связь оборвалась навсегда.
Поиски продолжались много месяцев. Они велись и с запада, с ЗФИ, и с востока, с Чукотки и Аляски, в них участвовали и советские и американские летчики. Погиб экипаж Героя Советского Союза М. С. Бабушкина. Все оказалось безрезультатным. До сих пор место и обстоятельства гибели самолета Леваневского остаются неизвестными.
На наш взгляд, заслуживает серьезного внимания появившаяся сравнительно недавно версия В. В. Логинова, ныне гражданина Украины, который 17 лет отработал на Чукотке. На основе анализа документов, консультаций со специалистами, натурных поисков он высказал веские, аргументированные соображения о том, что падение самолета Леваневского произошло не в Канадском арктическом архипелаге, как предполагалось, а на Чукотке в районе Колючинской губы. К сожалению, сейчас после развала СССР у него нет материальных возможностей для организации экспедиции, которая могла бы расставить все точки над «и».

Кроме Звезды Героя и ордена Ленина, Леваневский был награжден орденами Красного Знамени и Красной Звезды.
Остров арх. ЗФИ южнее о. Харлей. Открыл и назвал в 1895 году Ф. Джексон в честь доктора своей экспедиции У. Нила. Однако название не прижилось. Настоящее название дали в 1950-х годах советские картографы.

 

Вернуться на главную страничку