Ли-Смит (Leigh Smith) Бенджамен
(12.03.1828–04.01.1913)


Богатый шотландский яхтсмен, исследователь-любитель. Его руководящими принципами в арктических плаваниях были настойчивость, терпение и немедленное использование представившейся возможности.
Родился в Уотлингтоне, графство Восточный Суссекс. Его отец, Бенджамен Ли- Смит был членом городского парламента. Ли-Смит получил образование в школе Брюса, Христианском колледже в Кембридже и в 1856 году поступил в знаменитую адвокатскую контору Иннер Темпл. Он принимал активное участие в волонтерской службе, состоял в Королевской Сотне, был хорошим стрелком. Материальное положение его семьи позволило Ли-Смиту уже в 21-летнем возрасте получить финансовую независимость, которая удачно сочеталась с его природной свободой мышления.
Ли-Смит всегда интересовался арктическими исследованиями, с молодых лет был большим другом Аллена Юнга. В 1871 году он зафрахтовал шхуну «Самсон» водоизмещением 80 тонн и совершил два успешных плавания на Шпицберген, обойдя его с севера и обследовав его северо-восточную часть. Хотя Ли-Смит был хорошим стрелком и спортсменом, доминантой предпринятых им экспедиций всегда были научные наблюдения. Уже первая его экспедиция впервые показала, что Гольфстрим проходит севернее Шпицбергена. Позднее это было подтверждено Н. А. Э. Норденшельдом.
В 1873 году Ли-Смит, зафрахтовав паровое судно «Диана», снова отправился на Шпицберген, однако добиться успехов предыдущего плавания ему не удалось: много недель судно, зажатое льдом, простояло в Вайд Бее.
В городе шотландских китобоев Петерхеде Ли-Смит на свои деньги построил паровую яхту «Эйра» водоизмещением 240 тонн, на которой в 1880 году провел экспедицию на ЗФИ. Это было третье доказанное посещение ЗФИ после австро-венгерской экспедиции Ю. ПайераК. Вейпрехта в 1873–1874 гг. и голландской экспедиции А. Де-Брюйне в 1879 году на судне «Виллем Баренц».
 

Ли-Смит на борту «Эйры»

 

 

Сначала Ли-Смит посетил о. Ян-Майен, затем отправился к берегам Гренландии, но, не сумев достичь их, обогнул с юга Шпицберген и подошел к ЗФИ, пробыв на архипелаге 14 дней. Благоприятная ледовая обстановка позволила ему обследовать все неизвестные тогда западные берега архипелага и открыть крупные острова Нортбрук, Брюса, Земля Георга, Земля Александры, Мейбел и несколько мелких. Участники экспедиции, среди которых были В. Г. А. Грант, уже совершивший ранее три арктических плавания, капитан У. Лофли, хирург У. Г. Ниль, во многих местах высаживались на берег и провели интересные ботанические, геологические и зоологические исследования. Их именами Ли-Смит назвал соответственно мыс на юге о. Земля Георга, мыс на юго-западе о. Земля Александры и мыс на западе о. Земля Георга.

 

Земля Георга. Скалы Полосатые

(фото Н.М. Столбова)

Земля Георга. Мыс Стивенса

(фото Н.М. Столбова)

Земля Александры. Мыс Лудлов

(фото Н.М. Столбова)

Остров Мейбел

(фото С. Тихонова)


На чествовании Ли-Смита в Лондонском географическом обществе были сказаны такие слова: «Открытия, сделанные Ли-Смитом в 1880 году, будут служить исходным пунктом для будущих арктических изысканий; они составят новую блестящую и по своему значению весьма важную главу славной истории полярных исследований. Вдоль западного берега Земли Франца-Иосифа он первый проложил путь для дальнейшего движения к северу».
В 1881 году Ли-Смит вновь побывал на архипелаге, однако на этот раз экспедиция едва не закончилась трагически.

 

«Эйра» у берегов ЗФИ


В начале июня вышли из Петерхеда, через 8 дней встретили первые разрозненные льдины, а примерно в 90 милях восточнее Нордкапа подошли к паковому льду и, двигаясь вдоль его кромки, 1 июля увидели Новую Землю. Находя проходы во льду, пошли на север, к месту своего назначения. Подойдя к ЗФИ, вынуждены были некоторое время отстаиваться в зал. Грея. Путь на север оказался закрытым, и Ли-Смит принял решение высадиться на о. Белл. Здесь из заранее приготовленного материала собрали дом, назвав его «Эйра-Хауз», и оставили в нем продовольствие для последующих посещений.

 

2004 год. Дом Эйры. Вдали о.Мейбел

(фото Н.М. Столбова)


15 августа «Эйра» покинула о. Белл и отправилась к мысу Флора на о. Нортбрук. Там встали на якорь в трех милях от берега и занялись активными научными исследованиями. Никто не ожидал того, что произошло. Паковый лед неожиданно пришел в движение, надвинулся на судно и нанес ему повреждения, от которых судно очень быстро затонуло.

 

Гибель «Эйры»

 

Погибли почти все научные результаты, все поднятые с морского дна пробы. Очутившись в тяжелом положении, полярники не растерялись. Они перетащили со льда на берег то, что удалось спасти, из досок, камней и мха построили хижину длиной 11.5 метра, шириной 3.5 метра и высотой 1.5 метра. Для крыши использовали парус. Организовав охоту, шотландцы обеспечили себя продовольствием и топливом (моржовый жир) в количестве достаточном для успешной зимовки, в течение которой у них не было даже признаков цинги. За зиму удалось подготовиться к плаванию на Новую Землю.

 

Ли Смит у Новой Земли

 

В июне 1882 года экспедиция Ли-Смита отправилась к Новой Земле и после труднейшего 42-дневного перехода достигла ее. У западного входа в Маточкин Шар их встретили три судна под общим командованием старого друга Ли-Смита Аллена Юнга, посланные на поиски пропавшей экспедиции. По воспоминаниям Юнга путешественники были настолько грязны, что их можно было принять за негров.
Экспедиции Ли-Смита были высоко оценены Королевским географическим обществом, наградившим его золотой медалью.
Ли-Смит был очень сдержанным скромным человеком и не любил рассказывать о себе, но даже в последние годы, уже став инвалидом, не терял интереса к Арктике.
Он умер от стремительно развившейся гангрены ноги.
Хижина Ли-Смита на мысе Флора была найдена в плохом состоянии в 1929 году советскими исследователями на л/п «Г. Седов», которые прибили на стене доску с надписью: «Экспедиция СССР на л/п «Г. Седов» 1929 г.». Но уже в послевоенные годы от нее не осталось ничего, Арктика стерла все следы.
Остров на юге арх. ЗФИ. Открыт в 1899 году экспедицией американского журналиста В. Уэллмана на судне «Капелла» и назван о. Джексона. Впоследствии переименован экспедицией Фиала, так как именем Джексона уже был назван другой остров.
Мыс на восточном побережье о. Северо-Восточная Земля арх. Шпицберген.
Пролив, отделяющий о. Артура от о. Земля Георга на арх. ЗФИ. Открыт и назван в 1897 году экспедицией Ф. Джексона.

 

Вернуться на главную страничку