Малыгин Степан Гаврилович
(1702–01.08.1764)


Капитан-командор, ученый мореплаватель, участник ВСЭ.
Родился в семье мелкопоместного дворянина Ярославской губернии. В период 1711–1717 гг. Малыгин учился в Московской навигацкой школе, а затем в Морской академии, которую первым по выпуску окончил в 1721 году и был произведен в унтер-лейтенанты. Через 9 месяцев он получил очередное звание лейтенанта, что было по тем временам беспрецедентным случаем.
Плавая на разных судах в Балтийском и Баренцевом морях, Малыгин получил прекрасную практическую подготовку, что в совокупности с отличными теоретическими знаниями и природными способностями сделало его блестящим знатоком штурманского дела. В 1731 году он составил первое на русском флоте руководство по навигации, преподавал в Штурманской роте, готовящей штурманов военно-морского флота.
В 1736 году Адмиралтейств-коллегия назначила Малыгина начальником самого западного Двинско-Обского отряда ВСЭ вместо отстраненных за плохую службу и разжалованных С. Муравьева и М. Павлова. Перед этим отрядом стояла задача съемки арктического побережья между устьями Печоры и Оби. Малыгину предписывалось организовать специальный сухопутный отряд для постановки приметных знаков на побережье Обской губы, а также для поиска удобных мест стоянок и зимовок кораблей. Кроме того, необходимо было укомплектовать команду наиболее крепкого из двух имевшихся кочей («Обь» и «Экспедицион») надежными людьми и весной выйти из устья Печоры к прол. Югорский Шар, куда планировалось прибытие еще двух ботов, построенных в Архангельске. Вступив в командование всеми судами, Малыгин должен был двигаться со съемкой на восток. В случае невыполнения задания за одно лето, ему предписывалось остаться на зимовку. В мае к походу был готов «Экспедицион», однако попытка выхода из Печоры в море оказалась неудачной. В устье судно зажало льдами, сорвавшими руль и сломавшими форштевень. Удалось спасти всех людей и большую часть продовольствия, выгрузившись на берег. В июне отремонтировали второй коч «Обь». Лишь в августе удалось выйти в море и встретиться с ботами, пришедшими из Архангельска под руководством лейтенантов А. Скуратова и Сухотина. В начале августа все три судна достигли прол. Югорский Шар. Ледовая обстановка в Карском море была тяжелая, и Малыгин принял решение отправить слабо приспособленный для ледового плавания коч «Обь» в Архангельск и продолжать съемку на ботах. Преодолевая большие трудности, боты под командованием Малыгина и Скуратова прошли со съемкой и промером до устья Кары, где были вынуждены остаться на зимовку. Сюда же прибыл и наземный отряд, ведший береговую съемку.

 

«Экспедицион» зажат льдами в устье Печоры.

Груз и людей удалось спасти.1737 год.

Рис. Е. Протопопова

 

С наступлением светлых дней продолжили наземную съемку, а плавание удалось возобновить лишь в июле. К середине сентября отряд достиг конечной цели – устья Оби. Передав командование Скуратову, Малыгин отправился на доклад в Петербург, где работа отряда получила высочайшую оценку Адмиралтейств-коллегии. Позднее Ф. П. Литке писал, что Малыгин исполнил все, «что ему было положено», и отличился «всеми достоинствами, коими мы удивляемся в первейших и наиболее славнейших мореходах: решительностью и неутомимостью».
В 1738 году Малыгин возвратился к практической подготовке специалистов штурманов. Командовал судами на Балтике, был командиром Штурманской роты, участвовал в боевых действиях против шведов в войне 1742–1743 гг.
В начале 1750-х годов, прослужив на флоте 35 лет, из-за ухудшения здоровья он подал прошение о переводе на береговую службу. Был командиром Кронштадтского, а затем Рижского портов.
В 1762 году Малыгин получил чин капитан-командора и назначение начальником адмиралтейской конторы в Казани. Здесь он, оторванный от морского дела, вскоре скончался.
Мыс на юго-западе о. Белый в Карском море. Назвала в 1894–1895 гг. гидрографическая экспедиция для изучения устьев рек Енисея и Оби под руководством А. И. Вилькицкого.
Пролив между о. Белый и п-овом Ямал. Назвал в 1878 году Н. А. Э. Норденшельд.

 

Вернуться на главную страничку