Марышев Алексей Васильевич
(07(19).10.1906–14.04.1976)


Ледовый капитан, почетный полярник.
Родился в Петербурге в семье служащих. После окончания первого класса реального училища уехал с отцом в деревню Захаркино Калязинского уезда Тверской губернии, где завершил школьное обучение.
В конце 1924 года Марышев вернулся в Ленинград, некоторое время был безработным, затем поступил в рабочий кооператив «Пролетарский Союз», где ему пришлось поработать и учеником мясника, и учеником продавца, и кассиром, и контролером.
В 1926 году Марышев поступил на работу в Водолазную базу наркомата путей сообщения и начал приобщаться к той деятельности, которой посвятил свою жизнь. Он работал матросом, учеником подрывника на водолазной станции, плавал на судах торгового флота, был боцманом на пассажирском пароходе «Рудзутак», ходившем на линии Ленинград – Лондон. Продолжая обучение, он окончил судоводительское отделение учебного комбината и получил диплом штурмана малого плавания.
В Арктику Марышев попал в 1933 году помощником капитана парусно-моторного бота «Гыдоямо», входившего в состав Западно-Таймырской экспедиции И. А. Ландина, и с тех пор вся его жизнь была посвящена арктической гидрографии.
В довоенные годы Марышев служил вторым помощником капитана на боте «Сталинец», командовал г/с «Профессор Визе», г/с «Папанин», зимовавшим в бухте Книповича и служившим базой гидрографической экспедиции в Таймырском заливе.
В годы войны Марышев трудился на трассе Северного морского пути, в том числе в районах действия немецких подводных лодок и самолетов. 14 сентября 1942 года гидрографическое судно «Якутия», которым к этому времени он командовал, встретило в прол. Течений в шхерах Минина стоявшую на якоре вражескую подводную лодку. К счастью, из-за обширного мелководья шхер лодка не смогла атаковать безоружное судно, и «Якутии» удалось скрыться под берегом. В дальнейшем капитану Марышеву не раз доводилось встречаться с фашистскими подводными лодками и счастливо избегать опасности.
В 1943 году Марышев стал капитаном л/п «Таймыр», незадолго до этого получившего повреждения на банке в Енисейском заливе. Во время ремонта и зимовки на Диксоне он преподавал навигацию на курсах учебного комбината. Среди его учеников был тогда еще матрос Ю. С. Кучиев, ставший впоследствии капитаном атомохода «Арктика», Героем Социалистического Труда. Кучиев служил с Марышевым третьим помощником капитана на «Таймыре», затем они вместе плавали на ледоколе «Макаров» в Балтийском море. Прославленный капитан навсегда сохранил благодарность к своему учителю, часто навещая его в последние годы в Ленинграде.
Военные заслуги Марышева отмечены орденом Отечественной войны 1 степени, медалями «За оборону Советского Заполярья» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».
После войны работа Марышева в Арктике продолжилась. Его независимый характер нравился далеко не всем. Работая на небольших судах, он не любил мелочной опеки, не любил обращаться за помощью даже к ледоколам, рассчитывая на собственный опыт, умение и мастерство судовождения во льдах. И имел на это все основания. В историю плаваний в Арктике вошел совершенный им рейс по всему Северному морскому пути на деревянном судне «Темп», проведенный всего за 16 суток. Полярники-гидрографы всегда охотно шли на экспедиционные суда, которыми командовал Марышев, зная, что, несмотря на любые трудности, намеченные задания будут выполнены. До 1966 года прославленный капитан находился в строю, командовал гидрографическими судами «Могилев», «Ост», «Исследователь» и другими.

 

Г/c «Темп» в бухте Тикси


Умер в Ленинграде. Похоронен на Северном кладбище.
Мыс в зал. Толля на побережье Таймыра. Название по предложению ГП ММФ утверждено решением Красноярского крайисполкома от 26 ноября 1976 года.

 

Вернуться на главную страничку