Матисен Федор Андреевич
(20.05(01.06).1872–19.12.1921)


Военно-морской офицер, гидрограф, исследователь Арктики.
Родился в Петербурге.
В 1892 году Матисен с отличием окончил Морской кадетский корпус и был удостоен премии им. адмирала П. С. Нахимова. В 1892–1894 гг. в звании мичмана служил на Балтийском флоте, а в январе–апреле 1895 года окончил штурманский офицерский класс и занял должность младшего штурманского офицера крейсера «Рюрик», который в 1896 году вступил в состав Тихоокеанской эскадры. На Тихом океане он прослужил до 1898 года, а в 1899 году в звании лейтенанта получил назначение на должность вахтенного начальника транспорта «Бакан», входившего в состав Шпицбергенской экспедиции академика Ф. Н. Чернышева, занимавшейся «градусным измерением».
В 1900–1902 гг. Матисен в звании лейтенанта участвовал в РПЭ Э. В. Толля на яхте «Заря». Во время зимовки 1900 – 1901 гг. у побережья Таймыра он предпринял две успешных санных поездки для уточнения карты арх. Норденшельда, а также многих районов побережья Таймыра. В феврале 1902 года после того, как командир «Зари» Н. Н. Коломейцев был отправлен начальником экспедиции на материк, возглавил команду шхуны. Во время второй зимовки 1901 – 1902 гг. в лагуне Нерпалах о. Котельный Матисен совершил несколько санных поездок для обследования Новосибирских островов. Он безуспешно пытался проехать как можно дальше на север, но был остановлен открытой водой в 7 км от берега. Затем Матисен посетил о. Фаддеевский и Землю Бунге, провел топографические работы на о. Бельковский.
Как и подавляющее большинство русских морских офицеров, Матисен был человеком высокой культуры с широким кругом знаний и интересов, к тому же мастером на все руки. Эти качества роднили его с Толлем и способствовали успешному ходу экспедиции.
Незадолго до ухода на о. Беннетта Толль вручил Матисену подробную инструкцию дальнейших действий и приказ о назначении его начальником экспедиции на случай своего невозвращения из похода.
В сентябре 1902 года после двух безуспешных попыток добраться до Новой Сибири и о. Беннетта, куда летом отправились группы А. А. Бялыницкого-Бирули и Толля, Матисен, боясь оказаться в ледовом плену и имея ограниченный запас топлива, принял трудное решение уйти в бухту Тикси. Это решение стоило жизни группе Толля, но, скорее всего, спасло всех остальных. «Заря», покинутая экипажем, была оставлена на зимовку. На следующий год Матисен опять побывал в бухте Тикси. Добравшись из Якутска на оленях до губы Буор-Хая, Матисен весной и летом 1903 года составил первую подробную карту берегов бухты Тикси, на паровом катере провел промеры глубин и сделал вывод о пригодности бухты для строительства крупного порта. За гидрографические работы он был награжден орденом Св. Владимира 4 степени. ИРГО удостоило его в 1904 году малой серебряной медали.

 

«Заря» в бухте Тикси, 1904 год

 


После окончательного завершения работ, связанных с РПЭ, Матисен служил командиром миноносца «Прозорливый», старшим офицером крейсера «Диана», однако его связь с Арктикой не прерывалась. Он составил проект Гидрографической экспедиции для исследования моря Лаптевых, был членом комиссии А. И. Вилькицкого по организации г/э СЛО, наблюдателем за постройкой и первым командиром л/п «Таймыр».

 

«Заря» в бухте Тикси, 1932 год

(из фотоархива Е. Н. Фрейберга)


В этой должности в 1909 году он отправился в поход из Петербурга к месту базирования экспедиции, во Владивосток. После жестокого шторма в Северном море по вине кочегаров произошло повреждение одного из котлов, на два месяца задержавшее экспедицию в Гавре. За ошибку подчиненных ответил командир: Матисен был снят с должности. После откомандирования из экспедиции его зачислили в Сибирский флотский экипаж, в составе которого он командовал на Амуре канонерской лодкой «Ураган».
В 1920–1921 гг. после восстановления советской власти в Восточной Сибири Матисену было поручено возглавить экспедицию для гидрографического обследования устья Лены и бухты Тикси. В полевой сезон 1920 года было пройдено береговой линии инструментальной съемкой 213 верст, маршрутной съемкой 70 верст, осуществлено шлюпочного и судового промера 780 верст, измерено свыше 7000 глубин. Рекогносцировочной съемкой и промером пройдено около 130 верст по Трофимовской протоке, около 100 верст по Оленекской. Построено несколько десятков различного рода знаков. Фактически отрядом Матисена проведены изыскания, на основе которых позднее был заложен порт Тикси. Также группой Матисена открыто Согинское угольное месторождение в районе Тикси, которое помогло порту выжить в тяжелые военные и послевоенные годы.
В 1921 году начальником экспедиции стал Н. И. Евгенов. Матисен с ответственным поручением был командирован в Дальневосточную Республику. По возвращении он должен был ехать в Петроград за новым назначением, однако заболел тифом и 23 декабря скончался в Иркутске. Похоронен на Иерусалимском кладбище. Когда над захоронениями устроили городской парк культуры и отдыха, могила вместе со многими другими исчезла с лица земли.
Мыс на о. Подкова в шхерах Минина. Название по предложению ГП ММФ утверждено решением Диксонского райисполкома от 28 февраля 1973 года (нет ни на картах, ни в Лоции).
Гора на о. Западный Шпицберген в восточной части Земли Геера. Названа в 1899–1901 гг. экспедицией по «градусному измерению».
Пролив на юге арх. Норденшельда. Назвал в 1901 году Э. В. Толль.

 

Вернуться на главную страничку