Мелехов Афанасий Павлович
(1898–16.06.1942)

 

Выдающийся советский ледовый капитан.
Родился под Архангельском на станции Исакогорка в семье рабочего узкоколейной железной дороги. С детства, которое прошло на лоне природы, он отличался немногословием, серьезностью, упорством, верностью данному слову.
Еще при жизни отца Мелехов пошел работать на местный лесопильный завод укладчиком досок, а в 16 лет, после смерти отца, на его плечи легло содержание оставшейся семьи из восьми человек. Он поступил уборщиком на зимовавший в Архангельске английский пароход, а весной совершил свой первый рейс, в Гулль. Судьба его оказалась предрешенной – Мелехов навсегда связал свою жизнь с морем. Он служил матросом на пароходах «Нонни», «Курск», «Сишан», рулевым на судне «Эривань».
К началу гражданской войны Мелехов оказался на Дальнем Востоке, как и многие другие, был насильно завербован в белую армию, бежал в партизаны, участвовал в Гайдавском восстании против колчаковских войск. Дело кончилось арестом и приговором к расстрелу, которого чудом удалось избежать благодаря помощи друга, кочегара парохода «Георгий» Рогатого, давшего ложные защитные показания.
После войны Мелехов окончил мореходное училище, получил диплом штурмана малого плавания, в должности третьего помощника плавал на разных судах, в том числе на ставшем потом знаменитом «Ставрополе». На нем в 1924 году во время рейса на Колыму Мелехов попал на свою первую зимовку в районе о. Шалаурова, где «Ставрополь» был зажат льдами.
В мае 1925 года Мелехова с места зимовки командировали в устье Колымы. Вместе с боцманом Якобсоном и группой добровольцев из местного населения он отремонтировал выжатую льдами на берег американскую шхуну «Поларбер». Переименованная в «Полярную Звезду» эта шхуна навсегда вошла в историю плаваний в восточном секторе Советской Арктики.
Сдав экзамен за курс морского техникума, Мелехов в 1927 году получил диплом капитана дальнего плавания, однако лишь через три года, набравшись опыта на должностях третьего, второго и старшего помощника капитана, он получил под свое командование пароход «Сясьстрой», за ним последовали «Теодор Нетте», «Индигирка», «Сталинград». В 1933 году на пароходе «Свердловск» Мелехов совершил свой второй арктический рейс, оставивший след в истории освоения Северного морского пути. Жестокими северными ветрами судно прижало льдом к мысу Дженретлен. В 20 милях от него был затерт льдом «Челюскин», и в течение месяца втянутые в дрейф суда крутились вблизи друг друга. «Свердловску» удалось вырваться, он даже вывел на буксире аварийный пароход «Лейтенант Шмидт».
После этого рейса Мелехов окончательно связал жизнь с Арктикой. В 1934 году он возглавил вторую Северо-Колымскую экспедицию, в состав которой входило три судна. В 1935 году Мелехову поручили провести первым коммерческим рейсом обычное транспортное судно «Сталинград». За шесть с половиной суток, в рекордно короткий срок из Владивостока на Колыму были доставлены 175 пассажиров и 75 голов скота. Через месяц, пробиваясь сквозь льды и туманы, где самостоятельно, где с помощью ледоколов, «Сталинград» достиг Игарки, а спустя еще 18 дней прибыл в Мурманск. Из Мурманска с грузом леса, взятого в Игарке, «Сталинград» отправился в Лондон, а оттуда с грузом пришел в Ленинград. Было доказано, что Северный морской путь подготовлен для нормальной эксплуатации.
В последующие годы Мелехов водил «Сталинград» из Ленинграда во Владивосток, из Владивостока в Мурманск, из Архангельска в Тикси и обратно. Имя его встало в один ряд с именами выдающихся арктических капитанов.
В 1939 году Мелехова назначили капитаном нового ледокольного парохода «Дежнев», в 1940 году – ледокола «Красин» и одновременно начальником морских операций в восточном секторе Арктики.
Все знавшие Мелехова отмечали его высочайшие человеческие и профессиональные качества. Как в шутку говорили моряки, он с завязанными глазами мог пройти от Золотого Рога до Колымских кошек, да и подальше на Запад. Мелехову в деталях были известны все особенности гидрологии, метеорологии, течений, мелководья по всей трассе восточного сектора. Прекрасное владение чукотским языком, приветливость и доброжелательность снискали ему величайшее уважение местного населения.
За свои заслуги Мелехов был награжден орденами Трудового Красного Знамени и Ленина. В 1942 году его послали в США для подготовки кораблей и грузов, предназначенных в помощь СССР союзниками. Иностранный корабль, на котором находился Мелехов, был торпедирован вражеской подводной лодкой при входе в один из североамериканских портов. Вместе с ним погиб и Мелехов. Через три недели его тело прибило к берегу недалеко от Бостона, где оно и было похоронено.
В 1944 году находившийся в Америке сын М. И. Калинина Валерьян привез урну с прахом Мелехова. Она была перезахоронена в Москве на Новодевичьем кладбище.
Мыс на о. Земля Александры арх. ЗФИ. Назван картографами в 1950-е годы.
Пролив между о. Крестовский и островами Пушкарева и Леонтьева в арх. Медвежьи острова в Восточно-Сибирском море. Назван не позднее 1945 года.

 

Вернуться на главную страничку