Мельвилль Джордж

Мельвилль (Melville) Джордж Уоллес
(10.01.1841–17.03.1912)


Американский арктический исследователь, инженер-механик, контр-адмирал.
Выходец из шотландской семьи, оставившей свой след в истории. Его дед Джеймс Мельвилль эмигрировал в США в 1804 году.
В 1861 году Мельвилль вступил в инженерный корпус военно-морского флота США, принимал активное участие в Гражданской войне, в частности в захвате крейсера конфедератов «Флорида».
Он отличался высочайшим профессионализмом, острым умом, выдумкой и изобретательностью, которые были незаменимы в его военно-морской инженерной службе. Одной из сфер его профессиональной деятельности было конструирование двигателей для новейших военных кораблей США.
Навсегда вошел Мельвилль и в историю арктических исследований. Его первая арктическая служба состоялась в качестве инженера в экспедиции на «Тигрисе», посланной на спасение оставшихся в живых членов команды Ч. Холла на «Поларисе».
В 1879 году Мельвилль вошел в состав трагически закончившейся экспедиции Дж. Де-Лонга на «Жаннетте». Он сыграл в ее судьбе выдающуюся роль, став образцом выдержки, мужества, терпения и преданности делу и своим товарищам. Эти качества проявились и в период дрейфа, в самом начале которого после сильнейшего сжатия судно получило течь, и борьба за живучесть его была возглавлена Мельвиллем, и во время мучительного и трагического путешествия на юг после гибели судна, и в организации поисков пропавших членов экспедиции. Судьба пощадила его: из трех групп команды спаслась лишь возглавляемая Мельвиллем. Сразу после своего счастливого спасения он отправился на поиски товарищей, найдя место высадки группы Де-Лонга. Весной следующего, 1882 года поисковая партия Мельвилля обнаружила их останки, вещи и дневник Де-Лонга, благодаря которому мы знаем подробности их мучительной и героической смерти. Третья группа, руководимая лейтенантом Чипом, пропала без вести. Конгресс США наградил Мельвилля за отвагу и находчивость повышением в звании сразу на 15 рангов и Золотой медалью Конгресса. В 1884 году Мельвилль опубликовал книгу «В дельте Лены» (In the Lena Delta), где описал тяготы обреченной экспедиции Де Лонга.
В 1884 году Мельвилль участвовал в экспе
диции по спасению остатков партии А. Грили.
В последующие годы он также не терял интереса к арктическим исследованиям. В частности, им разработана методика изучения течений в Северном Ледовитом океане с помощью специальных дрейфующих буйковых станций.

Последним кораблем, на котором служил Мельвилль, был новый крейсер «Атланта».

9 августа 1887 года президент Гровер Кливленд назначил Мельвилля главой Бюро паровой техники с соответствующим званием коммодора. На этом посту он провел более пятнадцати лет, работая над двигательными установками для флота. Мельвилль руководил разработкой конструкции 120 кораблей, способствуя внедрению разнообразных инноваций, таких, как водотрубные паровые котлы, двигатели с вертикальными цилиндрами и т. д.

3 марта 1899 года он был повышен в звании до контр-адмирала, а 6 декабря 1900 года назначен начальником инженерных войск флота.

 

Кладбище Лорел Хилл


Внешне Мельвилль привлекал внимание своей массивной головой и мощной фигурой. Пышные волосы и борода придавали ему в последние годы патриархальный вид. Как утверждали современники, он чем-то напоминал лорда Солсбери.

Умер в Филадельфии. Похоронен на кладбище Лорел Хилл (Laurel Hill Cemetery) в Филадельфии.
Мыс на о. Тыртова в арх. Норденшельда. Назвал в 1939 году А. И. Косой.

Мыс на северо-востоке о. Генриетты.

 

Вернуться на главную страничку