Морозов Николай Васильевич
(09(21).11.1862–02.03.1925)


Русский военный моряк, гидрограф, полярный исследователь.
Родился в селе Знаменское (Кривцово) Щигровского уезда Курской губернии в купеческой семье. Окончил Курское реальное училище, затем – штурманское отделение Технического училища Морского ведомства в Петербурге; в 1882 году начал службу на Балтийском море в звании прапорщика КФШ. В течение 1888–1891 гг. находился в распоряжении Отдельной съемки Тихого океана под руководством лейтенанта К. П. Андреева; участвовал в описных работах южной части зал. Петра Великого.
В последнюю декаду XIX века правительство под давлением общественности, обеспокоенной состоянием дел в морских водах Русского Севера, направило в Северный Ледовитый океан несколько военных судов Балтийского флота, задачами которых были охрана российских промыслов, контроль за деятельностью норвежских зверобоев, гидрографические исследования в Белом и Баренцевом морях.
В этих исследованиях принял участие и молодой поручик КФШ Морозов, переведенный сюда с Тихого океана. В 1894 году он на крейсере «Вестник» под руководством М. Е. Жданко производил астрономические и магнитные наблюдения, а также промерные работы у берегов п-ова Рыбачий, в Кольском заливе, Териберской губе, в районе Иокангских островов.
Затем ему было поручено завершить лоцманское описание побережья к востоку от Мурмана до Карского моря. За эталон Морозов взял описание берегов Лапландии, произведенное М. Ф. Рейнеке, и старался в своей работе достигнуть его уровня. Составленная Морозовым лоция увидела свет в 1896 году. Она включала в себя подробное описание побережья и островов от Канина Носа до о. Вайгач с детализацией приметных мест и знаков, содержала сведения о глубинах, рифах и мелях, течениях, свойствах воды, гидрометеорологических характеристиках.
С 1899 по 1905 гг. Морозов был помощником начальника Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана А. И. Вилькицкого. В своей работе по изучению условий мореплавания на Севере он уделял большое внимание опыту, полученному русскими мореходами на заре северного мореплавания. Попавшую к нему старинную тетрадь с текстом лоции Морозов опубликовал в 1908 году в «Записках по гидрографии», сопроводив ее вступительной статьей, комментариями и словарем поморских терминов.
Последующие пять лет он возглавлял Гидрографическую партию Отдельной съемки Мурманского берега, командовал пароходом «Пахтусов». В 1905 году Морозов провел в устье Енисея 22 парохода с грузами для Великой Сибирской магистрали, став первым лоцмейстером Карского моря.
С 1910 года в чине полковника КФШ он работал в ГГУ, возглавляя его геодезическую часть. В 1911 году под его руководством были выбраны места для организации станций на мысе Маре-Сале и в прол. Карские Ворота. На следующий год была сделана попытка начать их строительство, но тяжелая ледовая обстановка в Карском море не позволила судам экспедиции пройти дальше прол. Югорский Шар. Именно здесь в последний раз видели «Св. Анну» Г. Л. Брусилова. В вахтенном журнале Морозов записал: «Днем я видел очень красивую баркентину…, шедшую смело из Югорского Шара прямо во льды Карского моря; я догадался что это «Анна» лейтенанта Брусилова. Капитаны пароходов, стоявших у радиостанции, сообщили мне впоследствии, что Брусилов стоял около них на якоре и говорил, что хочет посоветоваться со мной относительно плавания в Карском море». К сожалению, эта встреча не состоялась.
В навигацию 1913 года, более благоприятную в ледовом отношении, Морозов участвовал в проводимых на пароходе «Николай-2-ой» работах по гидрографическому исследованию и навигационному оборудованию Карского моря. Через год он подготовил и в 1915 году опубликовал монографию по результатам описи Белого моря.
После Октябрьской революции Морозов работал в Полярной комиссии Гидрографического управления, в Морском комитете Российского гидрологического института АН, принимал деятельное участие в работе Географического общества, членом которого состоял 17 лет.
Оценивая вклад Морозова в изучение северных морей, Ю. М. Шокальский писал: «…В этом отношении, да и во многих других, заслуги Н. В. Морозова перед страною очень велики и должны быть последнею вознаграждены широко и по справедливости по отношению к той пользе, какую его работы не только принесли, но и еще долго будут приносить».
К сожалению, этого, как часто бывает, не случилось. Революция, гражданская война, тяжелые послевоенные годы разбросали по свету его некогда большую семью. Еще не старый, но уже не способный к работе Морозов завершил свою жизнь в пансионате для одиноких, неимущих людей.
Умер в Ленинграде, похоронен на Смоленском православном кладбище в могилу своего молодого родственника, умершего в 1914 году. Стела на поребрике из Путиловской плиты появилась лишь в 1980-е годы. Могилы Морозова и А. И. Вилькицкого расположены напротив друг друга по обе стороны от Поперечной дорожки.
Остров в прол. Карские Ворота. Назвал в 1902 году А. И. Варнек.
Мыс на востоке о. Большевик. Открыла в 1914 году и назвала г/э СЛО.
Мыс на западе о. Верн в Карском море юго-западнее о. Диксон. Назвал в 1962 году В. А. Троицкий. Название утверждено решением Диксонского райисполкома от 20 декабря 1962 года.
Мыс западный входной в зал. Рогачева в прол. Костин Шар. Назвали в 1896 году офицеры винтового транспорта «Самоед», производившего здесь гидрографические работы.

Мыс Морозова в заливе Рогачева

(фото О. Химаныча)


Мыс в Кольском заливе Баренцева моря. Обследован и назван экипажем крейсера «Вестник» в 1894 году.
Пролив, отделяющий от материка о. Местный в районе порта Амдерма. Назван, видимо, в 1933 году капитаном парохода «Глеб Бокий» Штейнбергом.

 

Пролив Морозова

(фото В.Шадрина)

 

 

Вернуться на главную страничку