Нагурский Ян Иосифович
(27.01(08.02).1888–09.06.1976)

 

Летчик русского военно-морского флота.
Родился в Варшавской губернии в г. Влоцлавек. После окончания прогимназии учительствовал в деревне, затем учился в Одесском юнкерском пехотном училище. В звании пехотного подпоручика служил в Хабаровске. После возвращения с Дальнего Востока он стал членом Петроградского аэроклуба, где познакомился с великим русским летчиком П. Н. Нестеровым. Через год они вместе поступили в авиационный отдел офицерской воздухоплавательной школы, затем Нагурский продолжил обучение в Гатчинской военной школе.
После исчезновения экспедиций Г. Я. Седова на судне «Св. Фока» и Г. Л. Брусилова на судне «Св. Анна» ГГУ приняло решение попробовать искать их с помощью авиации. Многие русские и иностранные летчики предлагали свои кандидатуры, но выбор пал на Нагурского. Сыграло роль видимо то, что он был еще морским инженером и служил в морском ведомстве. На Нагурского был возложен и выбор системы самолета.
В 1914 году в течение августа Нагурский совершил пять полетов у западных берегов Новой Земли продолжительностью 4–5 часов каждый с целью поисков пропавших экспедиций. Это были первые полеты в Арктике на аппарате тяжелее воздуха. Летал на французском гидросамолете типа «Морис Фарман» (вес 450 кг, мощность двигателя 70 л.с., скорость 90 км/час) без знания метеообстановки по трассе, без радиосвязи, с ненадежным мотором, без наземного обслуживания, без приборов слепого полета. Следующие удачные полеты в Арктике были осуществлены лишь через 9 лет швейцарским летчиком Миттельгольцером вдоль берегов Шпицбергена.
В 1915 году Нагурский работал летчиком-испытателем гидросамолетов. В рамках испытаний ему удалось на летающей лодке М-9 конструкции Д. П. Григоровича с пассажиром и полной боевой загрузкой сделать две петли Нестерова подряд.
Принимал участие в боевых действиях, награжден тремя орденами. Во время одного из боев был сбит над Балтийским морем, несколько часов проплавал на резиновой лодке и был случайно подобран русской подводной лодкой. Товарищи считали его погибшим.

После революции Нагурский некоторое время служил в Красной армии, а в 1918 году уехал в Польшу. В войне с Россией он участвовать не захотел и чтобы избежать мобилизации скрыл свое воинское звание. Работал на сахарном заводе, в конструкторских бюро сахарной и нефтяной промышленности.

После войны Нагурский продолжал работать инженером-конструктором и руководителем конструкторского бюро в Гданьске и Варшаве. В 1955 году он присутствовал на лекции известного польского полярного исследователя Чеслава Центкевича, который упомянул о «давно забытом пионере авиации русском летчике Иване Нагурском». Тогда Нагурский встал и объявил, что он жив.

Летом 1956 года Нагурский прилетал в Россию, встречался в Москве с полярными летчиками Б. Г. Чухновским, М. В. Водопьяновым, М. И. Шевелевым и М. А. Титловым. В Ленинграде он познакомился с Верой Валерьевной Седовой, вдовой Георгия Седова, чью экспедицию  пытался отыскать в 1914 году. Поездка Нагурского по СССР завершилась посещением Одессы.

По совету Центкевича Нагурский описал в двух книгах свои полярные полеты и службу во время Первой мировой войны. В признание заслуг он был награжден Орденом Возрождения Польши.

Умер  в Варшаве и похоронен на Северном муниципальном кладбище.
Полярная станция на о. Земля Александры арх. ЗФИ и мыс на западе этого острова. Названы гидрографами в 1950-е годы.

Речка на карском побережье южного острова Новой Земли.

 

 

Вернуться на главную страничку