Николаев Николай Михайлович
(17(29).03.1897–25.12.1958)


Выдающийся советский ледовый капитан.
Родился в Петербурге, его отцом был потомственный моряк Михаил Васильевич Николаев, также выдающийся ледовый капитан.
С раннего детства мальчик слышал рассказы отца о море, о плаваниях ледокола «Ермак», об адмирале С. О. Макарове, нередкими были встречи с Г. Я. Седовым  в доме дяди Николаева по материнской линии, штурмана дальнего плавания Д. Д. Федорова. Неудивительно, что морское поприще стало для него единственно возможным.
Окончив морское училище, Николаев начал службу во флотилии Северного Ледовитого океана на посыльном судне «Вайгач». Революция 1917 года застала его во Франции, откуда он перебрался в Англию, к отцу, который наблюдал за строительством ледоколов. Отец и сын приняли решение возвратиться в Россию.
На родине в 1917–1920 гг. Николаев плавал на гидрографических судах в Белом и Баренцевом морях. В 1921 году он получил диплом штурмана, а через четыре года – капитана дальнего плавания.
В 1926 году Николаев участвовал в сложнейшем перегоне маломерных судов из Архангельска в Черное море. Он шел старшим помощником на головном судне «Снег». По возвращении, недолго поработав в Ленинграде, Николаев в 1929 году перевелся на Дальний Восток и получил командование знаменитым ледоколом «Красный Октябрь», на котором в 1924 году под командованием Б. В. Давыдова были сняты канадские колонисты с о. Врангеля.
В ноябре 1931 года Николаев принял командование ледорезом «Ф. Литке», который наряду с ледоколами «Ермак» и «Красин» являлся главной опорой советских ледовых навигаций. В тяжелых зимних условиях был обеспечен перегон замерзших в порту Аян на западном берегу Охотского моря судов в Охотск и Нагаево.
В 1932 году ледорез под командованием Николаева обеспечивал Особую северо-восточную экспедицию Наркомвода, начальником которой был Н. И. Евгенов. В течение 1932–1933 гг. «Ф. Литке» провел в плавании 550 дней, обеспечивая проводки судов, спасая терпящих бедствие. Из-за тяжелейших ледовых условий не удалось пробиться к дрейфовавшему «Челюскину».
В 1934 году на том же ледорезе Николаев прошел с востока на запад из Владивостока в Мурманск Северным морским путем в одну навигацию, причем на пути, в море Лаптевых, освободил суда Первой Ленской экспедиции, зимовавшие в проливах у о-вов Комсомольской Правды возле северного побережья п-ова Таймыр. Героический рейс завершился торжественной встречей в Ленинграде. Участники были награждены орденами и медалями, Николаев удостоился ордена Ленина.
В 1935 году Николаев командовал ледокольным пароходом «Садко», совершившим Первую высокоширотную экспедицию Главсевморпути под начальством Г. А. Ушакова. Судно вошло в Гренландское море, обогнуло с севера Шпицберген, перешло к северному берегу Новой Земли, а затем, повернув на север, достигло 82°41.6' с. ш. – рекордной в то время для свободно плавающего судна. Был открыт о. Ушакова.
Зимой 1935–1936 гг. Николаев служил в Комиссии по наблюдению за постройкой новых ледоколов, затем занимался проводкой военных кораблей, за что был награжден орденом Красной Звезды. В последующие предвоенные годы он командовал ледоколами «Л. Каганович» в восточном секторе и «Ленин» в западном секторе Арктики.
Война застала Николаева в Ленинграде. Он стал командиром ледокола «Степан Макаров», входившего в состав Балтийского флота.
С 1945 года заслуженный капитан перешел на преподавательскую работу, был заведующим кафедрой и деканом ЛВИМУ. Он занимался вопросами ледоколостроения, тактикой ледовых плаваний. Многие из его учеников стали капитанами современных судов.
Умер в Ленинграде, похоронен на Большеохтинском кладбище.
Мыс на востоке о. Луиджи арх. ЗФИ. Назвали в 1954 году картографы.

 

Вернуться на главную страничку