Овчинников Иван Гаврилович
(11.01.1910-август 1942)


Советский арктический гидролог.Родился в Раменском Московской области в семье рабочего-ткача. Отец был активным большевиком, подвергался репрессиям, участвовал в февральском и октябрьском переворотах. Интересно, что в автобиографии сына, написанной в 1939 году, стоит именно слово «переворот», а не «революция».
В 1925 году Овчинников окончил семилетку при фабрике «Красное Знамя». Далее последовали ФЗУ при этой же фабрике, затем Московский текстильный техникум и распределение в 1930 году в Александровский хлопчатобумажный трест. До 1933 года он работал на различных фабриках этого треста, занимая должности от техника до заведующего отделом. Был активным членом комсомола, но в 1931 году отошел от комсомольской работы «за пассивность и неуплату членских взносов».
В 1933 году Овчинников «был освобожден от работы в текстильной промышленности по состоянию здоровья» и поступил в Московский гидрометеорологический институт. Немного странно, потому что именно для специальности гидрометеоролога нужно отменное здоровье.
После окончания института в 1938 году Овчинников в качестве инженера-метеоролога в Москве в Центральном институте погоды, а через год приказом начальников ГУГМС и ГУСМП был переведен в АНИИ на должность старшего гидролога ледовой службы. Он быстро стал одним из ведущих специалистов по ледовому режиму Баренцева и Карского морей, крупным знатоком дрейфующих льдов, отличным прогнозистом и ледовым разведчиком. Его ждало прекрасное научное будущее, но война решила совсем по-другому.
В ноябре 1941 года старший гидролог отдела службы льда и погоды АНИИ Овчинников вместе с институтом переехал в Красноярск. С началом навигации 1942 года он участвовал в авиационной ледовой разведке по трассе Северного морского пути и погиб одним из первых среди ледовых разведчиков. Вот как это описано в книге З. М. Каневского «Цена прогноза»:
«В конце августа 1942 года И. Г. Овчинников летел в очередную разведку. На одной из промежуточных баз самолет, готовившийся к взлету, был поврежден внезапным порывом ветра. Овчинников тут же пересел на другую машину: нужно было лететь на помощь застрявшему во льдах каравану. Пилот И. Д. Черепков поднялся в воздух, но в пункт назначения так и не прибыл. Стоял конец августа, в Карском море разбойничал «Шеер», рыскали подводные лодки. Какая трагедия произошла, об этом так и не узнали: во время полета рация самолета молчала. Лишь после исчезновения машины Черепкова полярным пилотам было приказано регулярно сообщать свои координаты. (Нужно еще добавить, что, за редким исключением, самолеты ледовой разведки не имели вооружения.)».
Лишь 27 апреля 1943 года был издан приказ директора АНИИ В. Х. Буйницкого №63: ОВЧИННИКОВА И. Г. – гидролога службы льда и погоды с IV. 1. с.г. полагать отчисленным из АНИИ, как пропавшего без вести.
Мыс на юге о. Грили арх. ЗФИ. Назван советскими гидрографами в 1950-е годы.

 

 

 

 

Вернуться на главную страничку