Паландер (Palander) Адольф Арнольд
(02.10.1842–07.08.1920)


Шведский моряк.
Родился в Карлскруне в семье контр-адмирала Шведского Королевского военно-морского флота, директора военно-морского завода в Карлскруне.В 14 лет Паландер стал курсантом военно-морского училища, в 1864 году окончил Морскую академию в Карлберге и в качестве второго лейтенанта участвовал в экспедиции в Средиземное море, Сьерра-Леоне и Либерию на корвете «Гефле», а также совершил поездки в Соединенные Штаты. В 1868 году он на борту парохода «София» принял участие в экспедиции Н.А.-Э. Норденшельда на Шпицберген.

В 1869-1870 гг. Паландер служил на корабле «Ванадис», совершавшем плавание в Средиземное море, был произведен в лейтенанты и назначен капитаном почтового парохода «Польхем», ходившего в течение зимы 1870-1871 гг. от Готланда до Швеции, а затем в период зимней навигации 1871-1872 гг., обеспечивавшего почтовый маршрут через Эресунн в суровых зимних условиях. На этом же пароходе в 1872-1873 гг. он в должности капитана участвовал в зимней экспедиции Норденшельда на Шпицберген, где проявил исключительное мужество и мастерство и внес значительный вклад в научную работу. Из базового лагеря на Моссельбей Паландер и девять других участников экспедиции сопровождали Норденшельда в неудачной попытке достижения Северного полюса в мае-июне 1873 года. По возвращении в Швецию Паландер демобилизовался и начал службу сначала в качестве капитана на грузовых судах, ходивших в Англию, а затем на пароходе линии, основанной в Гетеборге.

В 1877 году Паландер вернулся на военно-морскую службу. Он получил предложение возглавить судно «Вега» экспедиции Норденшельда, которая планировала совершить сквозное плавание по Северо-Восточному проходу. Экспедиция была проведена в 1878-1879 гг., закончилась успешно и стала исторической, обессмертив имена ее участников. Незадолго до окончания рейса Паландер был произведен в полные капитаны. По возвращении в Швецию королем Оскаром II он был удостоен  звания почетного гражданина и получил титул «Паландер аф Вега». Парламент присудил ему ежегодную пенсию в 4000 шведских крон в год.

В 1881-1883 гг. Паландер служил помощником-адъютантом директора военно-морского завода в Карлскруне, которым когда-то руководил его отец. В последующие годы он возглавлял морской департамент во время войны 1886-1889 гг., в 1889 году был возведен в ранг «командира», в 1893 году назначен начальником службы питания Шведского Королевского военно-морского флота, в 1896 году в звании контр-адмирала назначен первым помощником-адъютантом к королю, а в 1897 году стал директором военно-морского завода в Карлскруне.

В течение 1901-1905 гг. Паландер входил в состав кабинета министров и покинул его вместе со всеми министрами вследствие политического кризиса, связанного с распадом союза между Норвегией и Швецией. После этого он продолжил службу на флоте в звании вице-адмирала.

Умер в Дьюрсхольме Швеция. Похоронен на кладбище Дьюрсхольм возле часовни.
Мыс в Гренландском море на востоке о. Трейл у побережья Гренландии.

Гора на о. Западный Шпицберген.

Бухта севернее мыса Кит на северном побережье Таймыра. Названа в 1893 году Ф. Нансеном.
Бухта на юге о. Северо-Восточная Земля арх. Шпицберген.
Пролив между о-вами Таймыр и Боневи. Назван в 1901 году РПЭ.
Пролив в о-вах Норденшельда в Канадском арктическом архипелаге. Открыт и назван в 1905 году Р. Амундсеном.

 

Вернуться на главную страничку