Папанин Иван Дмитриевич
(14(26).11.1894–30.01.1986)


Советский арктический исследователь, доктор географических наук, контр-адмирал, дважды Герой Советского Союза.
Родился в Севастополе, в семье матроса. С отличием окончил земскую начальную школу, в 12 лет пошел работать в мастерские Морского завода.
В 1913 году уехал в Ревель и поступил на судостроительный завод. В Первую мировую войну служил на Черноморском флоте.
В 1918–1920 гг. Папанин был активным участником гражданской войны на Украине и в Крыму. После окончания гражданской войны в течение 1923–1932 гг. работал в Наркомате связи.
Свою арктическую деятельность Папанин начал в 1932 году, став начальником п/ст «Бухта Тихая» на Земле Франца-Иосифа; в 1934–1935 гг. он возглавлял п/ст «Мыс Челюскин».
В 1937 году его назначили начальником первой дрейфующей станции «Северный полюс» (СП-1), за участие в организации и высадке которой он был удостоен звания Героя Советского Союза (медаль №37). Организация научно-исследовательской станции в Центральном арктическом бассейне явилась естественным этапом в ходе изучения Арктики и обеспечения нужд Северного морского пути. Без информации о гидрометеорологических условиях, состоянии и дрейфе льдов в Центральной Арктике был весьма затруднен и ледовый прогноз по трассе пути, необходимый для обеспечения навигации, и прогноз погоды в прилегающих к Арктике регионах. Крайне скудными были представления и по другим научным проблемам, касающимся батиметрии океана, циркуляции вод, геофизических явлений и другим. Папанину предстояло много славных дел, но этот дрейф можно считать все-таки главным достижением его жизни, прославившим его на весь мир и сделавшим всенародным любимцем в те годы. Книга Папанина «Жизнь на льдине» многократно переиздавалась. После работы на СП-1 он занимал различные крупные хозяйственные посты, многие из которых были непосредственно связаны с арктическими экспедициями.
В 1938 году ему предложили пост заместителя начальника Главсевморпути. Прекрасно понимая всю ответственность такого назначения, Папанин безуспешно пытался отказаться, боясь, что может не справиться. Однако, жизнь показала, что выбор руководства был правильным: Папанин проявил себя как выдающийся руководитель и организатор. Уже через год его назначили на должность начальника Главсевморпути, которую он занимал всю войну до 1946 года. Под его руководством в системе Главсевморпути были разработаны и реализованы совершенно новые принципы планирования, организации и проведения арктических навигаций. Их внедрение позволило многократно увеличить эффективность работы всего Советского Севера.
За успешное выполнение операции по выводу изо льдов л/п «Г. Седов» в 1940 году Папанина удостоили второй медали «Золотая Звезда» (№3). В годы войны он одновременно был уполномоченным Государственного комитета обороны по перевозкам на Севере.
В 1948–1951 гг. его назначили заместителем директора института океанологии АН СССР по экспедициям, а с 1951 года – начальником Отдела морских экспедиционных работ АН СССР. Одновременно с этим в период 1952–1972 гг. он занимал пост директора Института биологии внутренних вод АН СССР, а с 1945 года еще и председателя Московского филиала Географического общества СССР.
Папанин неоднократно избирался в партийные и государственные органы: был делегатом 18-й Всесоюзной конференции ВКП (б), членом Центральной ревизионной комиссии, депутатом Верховного Совета СССР 1 и 2-го созывов.
Родина наградила его 9 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 2 орденами Красного Знамени, орденами Нахимова 1 степени, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, а также многими медалями.
Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Мыс в бухте Мод на Таймырском полуострове. Назван зимовщиками п/ст «Мыс Челюскин» в 1937 году.

 

Вернуться на главную страничку