Побежимов Григорий Трофимович
(18.09.1897–август 1937)

Советский авиатор, бортмеханик.

Родился в селе Усманка Самарской губернии. В авиации с 1915 года. После окончания Самарской морской школы авиационных специалистов Побежимов служил  помощником бортмеханика авиастанции морской авиации на острове Дегербю в Аландских шхерах на Балтике. Здесь он познакомился с В. С. Молоковым, дружба с которым продолжалась не один десяток лет.  В 1918 году вступил в Красную Армию и уже в мае 1918 года участвовал под Самарой в боях с белочехами. Потом его перевели в Нижний Новгород, где создавался авиационный гидроотряд Волжской военной флотилии. После окончания войны работал в школе высшего пилотажа в Красном Селе.

Работа Побежимова в Арктике началась в 1927 году, когда он в составе экспедиции Г. Д. Красинского летал на о. Врангеля. Все авиаторы этой экспедиции, в том числе и Побежимов, получили грамоту следующего содержания: «Дорогой товарищ! Вы сделали огромное и трудное дело, совершив в чрезвычайно тяжелых условиях перелет с «Колымы» на остров Врангеля, а также и перелет над неисследованной в воздушном отношении великой рекой Леной. Вы своим перелетом еще раз доказали, что советская авиация стоит на высоте последних достижений человеческого гения. Ваш перелет имеет огромное значение во всесоюзном масштабе, но для ЯАССР он имеет исключительное значение. Вы своим перелетом установили, какие условия нужны для осуществления тесной воздушной связи веками оторванной от культурных центров нашего Союза Якутии. Вы явились пионером этого имеющего огромное значение для нас дела. В ознаменование этого Президиум ЯЦИК и Президиум ОСОАВИАХИМа ЯАССР жалуют Вас шкурой белого медведя, белого песца, настоящей грамотой и ходатайствуют перед ВЦИК и РВС Союза о награждении Вас орденом Красного Знамени».

В 1930-х годах  Побежимов работал бортмехаником в Управлении полярной авиации Главсевморпути, считался одним из лучших бортмехаников полярной авиации. Его называли «полярным Левшой». Светлый, общительный, неутомимый человек, он часто бывал на заводе, помогал рабочим осваивать новые профессии.

В 1935–1937 гг. Побежимов летал в составе экипажа Героя Советского Союза Молокова. В 1936 году они на летающей лодке Дорнье-Валь «СССР Н-2» облетели территорию Крайнего Севера, преодолев по кольцевому маршруту 31 тыс. км. За участие в арктических полетах Побежимов был награжден орденами Ленина и Красного Знамени.

Последний его полет состоялся в августе 1937 году в составе экипажа С. А. Леваневского. Они должны были совершить давно лелеемый Леваневским перелет из Москвы через Северный полюс в Америку. Пилот выбрал четырехмоторный самолет  конструкции В. Ф. Болховитинова, хотя сам конструктор не считал свой самолет пригодным  для подобных перелетов.   Состоявшиеся ранее перелеты в Америку через полюс проводились на самолетах системы А. Н. Туполева, однако Леваневский, в свое время отрицательно отозвавшийся о самолетах Туполева, не хотел обратиться к нему.

Плохие предчувствия были у многих.

Леваневский мастерски поднял в воздух перегруженную машину, и у провожающих отлегло от сердца. Однако через сутки полета уже за полюсом отказал один двигатель. Обледеневший самолет стал терять высоту, затем связь оборвалась навсегда.

Поиски продолжались много  месяцев. Они велись и с запада, от ЗФИ, и с востока, с Чукотки и Аляски, в них участвовали и советские, и американские летчики. Погиб экипаж Героя Советского Союза М. С. Бабушкина. Все оказалось безрезультатным. До сих пор никакой достоверной информации о месте и деталях гибели самолета Леваневского нет.

Мыс на севере о. Циглера в арх. ЗФИ. Название дано картографами в 1950-е годы.

 

Вернуться на главную страничку