Радзеевский Виктор Александрович
(18.10.1910–08.09.1944)


Арктический капитан и гидрограф, почетный полярник.
Родился в городе Чарджуй (Чарджоу). Отец его был капитаном парохода, курсировавшего по Аму-Дарье. До двух лет мальчика воспитывал отчим, давший ему свою фамилию, а далее воспитанием и содержанием сына занималась одна мать. В 1920-х годах вместе с больной матерью Радзеевский переехал в Севастополь. Из-за большой нужды он в 14 лет был вынужден прекратить учебу и пошел работать в Убекочерназ юнгой на г/с «Лоцман». Через год перевелся на г/c «Первое мая» юнгой, матросом, электриком.
В 1928 году Радзеевский приехал в Ленинград, поступил в Морской техникум, который окончил в 1931 году. Сначала помощником капитана, третьим, вторым и старшим помощником он плавал на пароходе «Сучан». На нем он участвовал в 1932 году в Северо-Восточной полярной экспедиции Наркомвода и зимовал в Чаунской губе.
После зимовки, в 1933 году Радзеевский перевелся на пароход «Север», вторично зимовал в Чукотском море. В 1935 году он окончил курсы повышения квалификации штурманов и был назначен капитаном ставшего потом знаменитым г/c «Торос», приписанного к ГУ ГУСМП.
В 1936 году в Колоколковой бухте Баренцева моря при возвращении с берега на судно потерпела аварию шлюпка, в которой находились пять человек команды «Тороса» и семь человек промерной партии. При переходе через «буруны», образующиеся на отмелях, шлюпку перевернуло волной. Один человек погиб сразу, остальным удалось поставить шлюпку на киль и забраться в нее. Помощь к ним вовремя не подошла, и люди замерзли. Капитан Радзеевский и радист Семиглазов были арестованы и преданы суду. В процессе разбирательства выяснилось, что радист нарушил инструкции, не сообщив капитану о выходе шлюпки и ее задержке. В результате Радзеевский был оправдан, а радист приговорен к четырем годам лагерей.

 

Капитан «Тороса» В.А. Радзеевский. 1937 год

(фото из архива семьи Виттенбург)


В 1938–1939 гг. «Торос» под командованием Радзеевского зимовал в южной части арх. Норденшельда в Карском море. Здесь он проявил себя не только как один из лучших ледовых капитанов, но и как гидрограф.
В 1940 году за заслуги в освоении Северного морского пути, образцовую и самоотверженную работу в навигации 1938–1939 гг. Радзеевский был удостоен ордена Трудового Красного Знамени.
1940 год оказался трагическим для «Тороса». 14 сентября ненастной ночью шли полным ходом к о. Вилькицкого в Карском море. При прокладке курса капитан не принял во внимание возможность оказаться впереди или в стороне от счисления и не учел неисправность маячного огня на острове. В результате судно вышло на прибрежные камни. Подошедший на вторые сутки л/п «Г. Седов» обнаружил «Торос», затопленным вровень с забортной водой. О снятии его с мели не могло быть и речи. Сняли лишь часть оборудования и людей. Капитан был понижен в должности до старпома.
С началом войны Радзеевский добровольцем ушел на фронт, служил на Балтийском флоте. Он водил конвои и отдельные корабли между Кронштадтом и Лавенсари, назначался штурманом на самые трудные и ответственные задания. Только за 1943 год Радзеевский провел 18 конвоев и 11 отдельных кораблей между Кронштадтом и Лавенсари. Каждая проводка кораблей под непрерывным обстрелом вражеских батарей была подвигом. За мужество и самоотверженность Радзеевский был награжден орденом Отечественной войны I степени.
8 сентября 1944 года дивизион тральщиков вышел на выполнение боевого задания. Флагманский корабль, на котором находился капитан-лейтенант Радзеевский, наскочил на мину и затонул вместе со всем экипажем.
Мыс на юго-западе о. Гогенлоэ в арх. ЗФИ. Название предложено полярными гидрографами и утверждено Архангельским облисполкомом в 1963 году (Решение №651).
Пролив между островами Чабак и Красин в арх. Норденшельда в Карском море. Назван по предложению В. А. Троицкого в 1970 году диксонскими гидрографами. Утверждено решением Диксонского райисполкома от 20 марта 1972 года.

 

Вернуться на главную страничку