Сергиевский Дмитрий Никанорович
(1895–13.09.1942)


Советский арктический капитан.
Родился в Чите в семье педагога. Учился в гимназии, но страсть к морю, не очень понятная для читинского мальчика, заставила его бросить учебу и отправиться во Владивосток. Он стал матросом, а в 1914 году поступил во Владивостокское морское училище дальнего плавания: зимой учился, получал теоретическую подготовку, летом плавал матросом на коммерческих судах, приобретая практический опыт морской службы.
Началась Первая мировая война, многие из владивостокских юношей, товарищей Сергиевского, завидовали тем, кто уезжал воевать. Сразу после получения диплома штурмана в 1917 году Сергиевский по мобилизации выехал в Петроград во 2-й Балтийский флотский экипаж, где был зачислен в школу мичманов военного времени.
Положение на фронтах было напряженное, назревала революция, и в конце сентября курсантов без экзаменов отправили на военные корабли. Сергиевского назначили штурманским офицером на минно-сетевой заградитель «Берея», приписанный к Гельсингфорсу, однако военная служба продолжалась недолго – после революции его демобилизовали.
Еще во время учебы у Сергиевского проявилась склонность к исследовательской работе, он с интересом следил, например, за ходом работ г/э СЛО под командованием Б. А. Вилькицкого, мечтал когда-нибудь принять участие в этих или подобных исследованиях. В 1918 году, казалось, появились реальные шансы на участие в подобной экспедиции, но все планы нарушила начавшаяся гражданская война. Сергиевский вернулся во Владивосток и поступил в Доброфлот, на судах которого проработал десять лет и поднялся до уровня капитана.
В 1930 году Сергиевский совершил свое первое плавание на Север, проведя пароход из Владивостока к устью Колымы. Трасса была в то время совершенно не обследована, капитаны изучали ее, как говорится, «килем и бортами». Три навигации он проплавал рядовым капитаном, затем стал начальником Колымской экспедиции. Как правило, походы на Колыму заканчивались зимовками, Сергиевский же завоевал славу незимующего капитана.
В 1935 году он перешел в систему Главсевморпути, на должности помощника начальника морских операций он руководил движением судов в восточном секторе Арктики.
В суровом 1937 году Сергиевский командовал пароходом «Рабочий», который в составе каравана, ведомого ледоколом «Ленин», зазимовал во льдах Хатангского залива. Зимовка закончилась трагически. 23 января 1938 года судно было раздавлено льдами. Последним с него сошел капитан.
В 1939 году Сергиевский переехал в Москву, получив назначение старшим морским инспектором в Управлении арктического флота и портов. На этом посту в еще большей степени проявились его высокая требовательность, честность, беспристрастность, которые сочетались в нем с душевностью, отзывчивостью, доброжелательностью, скромностью.
Заняв высокий административный пост, Сергиевский, тем не менее, не хотел отходить от практической работы в море. С началом навигации он брался за выполнение сложных нестандартных операций. На ледоколе «Красин» участвовал в поисках пропавшего самолета С. А. Леваневского, в навигацию 1939 года командовал пароходом «Революционер», участвовавшем в операции по перегону с запада на восток землечерпалок и буксирных катеров, летом 1940 года в качестве ледового лоцмана вместе с А.Г. Карельских провел Северным морским путем с запада на восток немецкий рейдер «Komet», зимой 1941 года в качестве группового капитана руководил рискованной проводкой из Архангельска в Мурманск двух землечерпалок. Его участие в арктических плаваниях не прекратилось и с началом войны.

Сергиевский погиб  в Баренцевом море западнее острова Медвежий при возвращении из загранкомандировки вместе с пароходом «Сталинград», шедшим из Англии с военными грузами в составе конвоя PQ-18 и торпедированном немецкой подводной лодкой.

Пролив в Чукотском море, отделяющий о. Колючин от материка. Назван не позднее 1945 года.

 

Вернуться на главную страничку