Скотт-Гансен (Scott-Hansen) Сигурд
(24.07.1868–1937)


Норвежский моряк, старший офицер и первый штурман судна Ф. Нансена «Фрам».
Родился в Христиании (Осло) в семье судового священника. Окончил морское военное училище в Хортене. В 1889 году он получил первый офицерский чин, а в 1892 – чин старшего лейтенанта.
На «Фраме» помимо своих основных обязанностей, Скотт-Гансен занимался метеорологическими, астрономическими и магнитными наблюдениями. Прекрасный характер и высокие профессиональные качества сделали его любимцем всех участников экспедиции. После ухода Нансена и Иогансена в санный поход к Северному полюсу  стал помощником командира корабля — Отто Свердрупа. За участие в экспедиции награжден серебряной медалью Королевского географического общества Великобритании. В 1898 г. удостоен капитанского звания, а в 1910 г. — звания командор-капитана. 
После экспедиции продолжал военную службу на флоте. В 1902 году Скотт-Гансен командовал флагманским кораблем военно-морского флота Норвегии «Хеймдал», который встретил «Фрам» после экспедиции О. Свердрупа в Арктическую Канаду и отбуксировал его в столицу.
Как и все европейские полярники, Скотт-Гансен много внимания уделял проблеме торговых сношений с Сибирью Северным морским путем. Он изучил историю плаваний этим путем, был на Енисее, спускался вниз до Туруханска, ознакомился с грузами, имеющими значение для экспорта и импорта, собрал подробные сведения о фрахтах по рекам и железной дороге. На основании всей этой обширной информации он пришел к выводу о коммерческой целесообразности, выгодности использования Северного морского пути. Скотт-Гансен считал, что морские суда с осадкой 15 футов и даже более могут входить в устье Енисея и подниматься до Туруханска и Нижней Тунгуски. Далее речные суда могут доставлять грузы до Красноярска, до железной дороги. Он полагал возможным увеличить срок навигации до трех месяцев.
В 1910 году Скотт-Гансен выступал с освещением своих взглядов на эту проблему в Петербурге перед группой сибиряков – депутатов Государственной думы. В выступлении он коснулся причин, препятствующих развитию северного морского судоходства: высокие страховки, отсутствие оборудованных перегрузочных пунктов и складов, малочисленность предпринимателей.
В 1933 году вышел в отставку. В 1936 году капитан 2 ранга в отставке Скотт-Гансен участвовал в церемонии открытия музея «Фрама» в качестве представителя первой экспедиции на этом прославленном судне.

Умер в Осло.
Острова в Карском море в районе п-ова Михайлова. Открыты в 1740 году штурманами Ф. Мининым и Д. Стерлеговым. Названы в 1893 году Ф. Нансеном.
Мыс на о. Нансена в Карском море. Назван РПЭ в 1901 году.

 

Вернуться на главную страничку