Свердруп (Sverdrup) Отто Нейман Кнопф
(31.10.1854–26.11.1930)


Выдающийся норвежский полярный путешественник.
Родился в Биндалене, в Хельгеланде. Х. Свердруп – его двоюродный брат. Семнадцати лет Свердруп совершил свое первое плавание, в 1878 году выдержал штурманский экзамен и несколько лет ходил в море в качестве капитана судна.
Судьба его сложилась так, что он сначала прославился, выступая в качестве второго номера в блестящих экспедициях Ф. Нансена, но даже это позволяет считать его самого великим полярником. Он был товарищем Нансена в экспедиции в Гренландию (1888–1889) и капитаном «Фрама» во время экспедиции в Центральную Арктику (1893–1896). После оставления Нансеном судна для пешего похода к полюсу Свердруп полтора года возглавлял экспедицию. У Нансена не было ни малейших сомнений по поводу успешного завершения дрейфа. В то же время Свердруп известен и как главный руководитель труднейших экспедиций в Арктику.

 

«Фрам»  во льдах


В 1898–1902 гг. на основе разработанного Нансеном плана Свердруп провел экспедицию на «Фраме», целью которой был проход через Канадский арктический архипелаг к северным берегам Гренландии и в Центральный арктический бассейн. Субсидировали эту экспедицию норвежские капиталисты Аксель Гейберг (Хейберг) и братья Эллеф и Амунд Рингнесы. Экспедиция отправилась в плавание, взяв продовольствия на 5 лет. В августе 1898 года «Фрам» вошел в прол. Смит между Гренландией и о. Элсмир, где пришлось встать на зимовку, во время которой на собачьих упряжках был обследован о. Элсмир. На следующий год ледовая обстановка не позволила пройти на север, и Свердруп направился на запад в прол. Джонс, где встали на вторую зимовку уже у южного побережья о. Элсмир. До наступления полярной ночи был положен на карту южный берег острова. Весной в процессе санных маршрутов норвежцы открыли о. Аксель-Хейберг и обследовали его западный берег. Летом 1900 года удалось пройти прол. Джонс, однако далее льды не пустили, и экспедиции пришлось вернуться в прол. Джонс и остаться там на третью зимовку. В этом походе были уточнены очертания северо-западного побережья о. Девон. С наступлением весны 1901 года полярники двумя отрядами выполнили протяженные санные маршруты, в процессе которых были открыты крупные острова Эллеф-Рингнес и Амунд-Рингнес, а также детально обследованы восточный берег о. Аксель-Хейберг и западный берег о. Элсмир. В 1901 году освободиться ото льдов не удалось. За время четвертой зимовки, в апреле–мае, норвежцы на санях прошли по узкому прол. Юрика (Эврика) между островами Аксель-Хейберг и Элсмир, поднялись по нему на север в прол. Нансена и обследовали оба его берега. Летом 1902 года «Фраму» наконец удалось освободиться из ледового плена. Несмотря на то, что из-за противодействия могущественных сил природы экспедиции не удалось достичь своей главной географической цели, научные результаты ее оказались блестящими. Были открыты и нанесены на карту примерно 150 тыс. кв. км арктических земель, проведен большой объем научных наблюдений. Свердрупу удалось создать удивительно работоспособный, слаженный коллектив, все члены которого внесли существенный вклад в достижения экспедиции. Естественно, что на карте появилось множество вновь открытых объектов, названных именами товарищей Свердрупа: датчанина Эдварда Бея (Бей-фьорд),  Г. Исаксена, шведа Германа Георга Симмонса (полуостров), П. Л. Хенриксена, Сверре Хассела (пролив), Олуфа Ронеса (полуостров), Ивара Фосгейма (полуостров).
Возвращение экспедиции в Норвегию было триумфальным.
В 1914–1915 гг. Свердруп возглавлял организованную на русские деньги экспедицию на судне «Эклипс», снаряженную по просьбе русского правительства для поисков пропавших экспедиций В. А. Русанова и Г. Л. Брусилова. «Эклипс» зимовал у берегов Таймыра в 300 км от судов г/э СЛО. Мощная радиостанция, имевшаяся на «Эклипсе», послужила ретранслятором для радиограмм русских моряков и обеспечила надежную связь г/э СЛО с Петербургом. Через «Эклипс» проходила эвакуация на материк группы русских моряков, которые должным образом оценили радушный прием, оказанный им норвежцами. Гости отмечали также великолепные условия жизни на «Эклипсе»: отличную одежду, разнообразное питание, предусматривающее на выбор до 15 первых блюд, до 75 вторых и третьих. Безусловно, главная заслуга в этом была Свердрупа, проводившего свою девятую зимовку. Покидая «Эклипс», благодарные русские моряки в знак признательности Свердрупу за прекрасный прием пронесли его на руках вокруг судна.

 

Свердруп на «Эклипсе»

(из архива Н.И. Евгенова)

О. Свердруп со своей группой пришел к «Таймыру». 1915 год

(из архива Н.И. Евгенова)


В 1920 году на ледоколе «Святогор» Свердруп принимал участие в освобождении изо льдов л/п «Соловей Будимирович», унесенного из Чешской губы в Карское море, а в 1921 году по приглашению Советского правительства участвовал в проведении Карской экспедиции.
Велика роль Свердрупа в увековечивании «Фрама». После похода к Антарктиде правительство Норвегии считало, что «Фрам» едва ли пригоден для дальнейшего использования. Так считал и Р. Амундсен, планируя свою экспедицию в Арктику. Он получил разрешение снять с «Фрама» все, что могло ему пригодиться для оснащения судна экспедиции «Мод», и снял со знаменитого ветерана все мачты и стеньги, шлюпбалки с оснасткой, рулевое устройство, такелаж, паруса и многое другое. К 1917 году «Фрам» являл собой жалкое зрелище. Но народ Норвегии не представлял себе, что «Фрама» больше не будет. За него вступилась общественность, пресса, во главе этого движения встал Свердруп. По его инициативе был основан Комитет по сохранению «Фрама», который после многолетней борьбы добыл средства для восстановления судна и его консервации. Свердруп позаботился о том, чтобы все детали были восстановлены в том виде, какими они были в его экспедиции. Идея Свердрупа об установке «Фрама» на берегу внутри специального павильона была выполнена в 1936 году уже после смерти знаменитого капитана.

Умер в пригороде Осло Сандвике.
Вот как в некрологе отозвался о Свердрупе Ю. М. Шокальский: «Свердруп был чрезвычайно молчаливый человек и написал немного; он унес богатейший опыт полярного мореплавания. Надо было его знать близко – и тогда он становился разговорчивее и живее и был любезным и интересным собеседником. Он был чрезвычайно прост и чужд самомнения».

Заслуги Свердрупа отмечены норвежским орденом Св.Олафа, датским орденом За заслуги и российским орденом Св.Анны 2 степени.
Острова на севере Канадского арктического архипелага в группе о-вов Королевы Елизаветы. Наиболее крупные – Аксель-Хейберг, Амунд-Рингнес, Аксель-Рингнес.
Остров в Карском море в 60 милях севернее о. Диксон. Открыл О. Свердруп в 1893 году, назвал в его честь начальник экспедиции Ф. Нансен.
Остров в море Линкольна около северо-западного побережья Гренландии.
Земля на юге о. Элсмир в Канадском арктическом архипелаге. Открыта и названа экспедицией О. Свердрупа на «Фраме».
Мыс на восточном берегу о. Виктория в Канадском арктическом архипелаге. Открыл и назвал в 1905 году во время лодочного похода лейтенант Г. Хансен, участник экспедиции Р. Амундсена на «Йоа».
Гора (плато) на северном берегу Таймыра. Названа Р. Амундсеном в 1919 году.
Пролив между островами Нансена и Боневи в арх. Норденшельда. Назван Э. В. Толлем в 1901 году. Возглавляемый О. Свердрупом «Фрам» впервые прошел этим проливом.
Пролив между островами Аксель-Хейберг и Миен в Канадском арктическом архипелаге.
Бухта (Свердруп-Инлет) в зал. Бэра на о. Девон в Канадском арктическом архипелаге.
Ледник на западном побережье Гренландии в море Баффина.

 

Вернуться на главную страничку