Астафьев Владимир Петрович

(02.07.1860 - 23.10.1890)

Поручик корпуса флотских штурманов.

Родился в Новгороде, из мещан.

Военную службу начал в 1874 году воспитанником. Окончил штурманское училище и в последующие годы плавал на крейсере «Европа» (1880-1881),  служил в Кронштадтской морской обсерватории (1885-1886), занимался гидрографическими исследованиями в порту и гавани Кронштадта (1887), выполнял гидрографические работы на шхуне «Бакан» у западного побережья Новой Земли (1889). В 1886 году произведен в поручики Корпуса флотских штурманов. В 1890 году опубликовал в журнале «Записки по гидрографии» заметки по лоции губы Грибовая.

Похоронен в Сингапуре.

Вот выдержка из воспоминаний одного из участников кругосветного плавания учебного парусника «Крузенштерн», состоявшегося в 2007 году:

«В Сингапуре нам довелось побывать на могиле поручика Астафьева. В форте Каннинг есть парк, а в нем – под сенью высоких кокосовых пальм – небольшое кладбище. Среди десятка иностранных могил хорошо заметен каменный, увитый виноградным мраморным листом православный крест. Под ним и покоится прах русского моряка-исследователя.
Его краткую биографию мы прочитали накануне вечером. А в тот момент, когда мы находились на этом ухоженном вечнозеленом погосте, подумалось: «Как же далеко от родных берегов обрел вечный покой наш соотечественник... Мыс, названный его именем, находится далеко на севере – на холодной, заснеженной и заледеневшей Новой Земле, а последнее пристанище он обрел почти на экваторе. У него была короткая жизнь. Всего тридцать лет. Но эта жизнь была служением Отечеству. А смерть место и время не выбирает.

Некоторое время мы постояли у могилы поручика Астафьева, поклонились его праху и отправились в путь-дорогу».


А вот из воспоминаний Юрия Центаловича о плавании на «Ю.М. Шокальском», заходе в Сингапур и прогулке в парк форта Каннинг:

Осторожно идем и видим старинное христианское кладбище.«Мужики смотрите крест!» «Никак православный?» Все поспешили к нему. Возленежных мимоз и тенистых фикусов, среди застывших обелисков высится красивый, белого мрамора крест обвитый виноградной лозой, надпись на нем русскими буквами гласит - «Корпуса флотских штурманов поручик Владимир Астафьев.».

На обратной стороне креста краткая надпись на английском языке сообщала, что родился он в 1860 г. а умер 23 октября 1890 г. Эта встреча взволновала нас, проявила причастность к судьбе нашего земляка русского парня, морского офицера, к тому трагическому событию, произошедшему так далеко от Родины, от дома. «Кто он, почему не знаем?.......

..... Вернувшись домой во Владивосток после рейса я занялся поиском материалов о поручике Владимире Астафьеве. Работал в библиотеках и архивах города, в музее краснознаменного тихоокеанского флота, всюду сотрудники этих учреждений с вниманием относились к моим поискам, помогали.
Написал письма запросы в Центральный музей и Госархив Военно - Морского флота, в госархив города Гатчины. Мне пришли письма ответы.
Из материалов выяснилось что Астафьев Владимир Петрович родился 2 июля 1860 г. Военно - Морскую службу начал в 1874 г. воспитанником. В апреле 1881 г. был произведен в офицеры в чины прапорщика. В 1884 г. окончил географическое отделение Николаевской морской академии. В 1886 г. был произведен в поручики. В это же время В.Астафьев исполняет обязанности младшего помощника астронома Морской Астрономической и компасной обсерватории Кронштадского порта, плавает в Балтийском море.
В 1887 г. занимается работой требующей большой точности, гидрографической съемкой порта и гавани Кронштадта. Его влекла работа гидрографа.
В 1889 г. организовывается экспедиция в Баренцево море к западным берегам Новой Земли на судне «Бакан».
В условиях севера, качки, делались промеры создавался чертеж берегов еще не изученного берега. Экспедиция прошла успешно. Именем производителя работ - Астафьева был назван один из мысов острова Новая Земля. Сухи цифры хроник, дат, как замечательно, что они есть.
В июне 1890 г. В.Астафьева назначили старшим штурманом на флагманский крейсер I ранга «Адмирал Нахимов», входивший в состав Тихоокеанской эскадры. В этот период происходит интенсивное исследование русскими мореходами дальневосточных морей и побережья. Бурными темпами, строится город-порт Владивосток: улицы его освещаются электричеством, открывается мореходная школа, музей, решено построить сухой док. Вот что писала газета «Владивосток» 28 октября 1890 г. «Всякий побывавший хотя бы короткое время у наших берегов на востоке поймет, какое имеет громадное значение постройка дока для государства вообще и для здешней окраины в особенности. Мы здесь должны стоять твердой ногой, здесь наши ворота».
За одну только навигацию 1890 г. порт посетило более 100 русских и иностранных судов. Русские корабли посещают порты Японии, Кореи; в Сингапуре создается Русское Консульство. Плавания крейсера «Адмирал Нахимов» предусматривали установление дальнейших контактов с одними государствами. Кроме того в 1890 г. готовилось большое путешествие членов царской семьи на восток: в Египет, Индию, Цейлон, Таиланд, Сингапур и Японию. К Эскадре Цесаревича, состоявшей из трех фрегатов «Память Азова», «Владимир Мономах» и «Адмирал Корнилов», должен был присоединиться крейсер «Адмирал Нахимов» в восточной части курса эскадры. На Владимира Астафьева, как опытного гидрографа и навигатора, возлагалось обеспечение безопасности плавания эскадры. На зафрахтованном английском судне В.Астафьев направился к месту службы, далее следы о нем потерялись.
В газете «Владивосток» регулярно печатались сообщения о крейсере «Адмирал Нахимов» и его команде, особенно о вновь прибывающих офицерах. С 6 мая по 14 августа 1890 г. крейсер находился на учениях в Японском море, после чего ошвартовался на рейде порта Владивосток, но в списках вновь назначенных в экипаж офицеров В.Астафьев не значится. 14 августа крейсер во главе отряда кораблей ушел в плавание к берегам Камчатки. Вернувшись 21 сентября» во Владивосток, крейсер готовится к походу в Японию, бункеруется, - грузится уголь с барж и через несколько дней выбирает якоря. В списках экипажа В.Астафьев по прежнему не значится. В приказе 538 по морскому ведомству, подписанному 1 декабря 1890 г., в Гатчине (выписку мне прислали из Госархива) написано - «исключить из списков личного состава крейсера «Адмирал Нахимов» корпуса флотских штурманов поручика Астафьева В.П. как умершего».
Астафьев не прибыл к новому месту службы, так что же случилось с ним по пути во Владивосток. Что делать, где еще искать информацию об В.Астафьеве? Близится конец года, на нашем судне «Ю.М.Шокальский» завершились ремонтные работы, предстоял очередной рейс в Южные моря, планировался заход в порт Синплур. У меня сразу созрела мысль - при стоянке в Сингапуре найти архив или солидную библиотеку и поискать газету за 1890 г., печатающую хроники, извещения и т.п. Так и произошло.
В последний день стоянки в Сингапуре во второй его половине нашей группе выдалась возможность не надолго зайти в библиотеку с читальным залом, архивом, при школе в районе того же Грин-Хила - зеленного холма, неподалеку от стен старого кладбища.
Работницы читального зала поняли, чего мы хотим, и принесли из хранилища толстый рулон пленки с содержанием страниц газеты «Стрейтс Тайме» за 1890 г.
Сердце мое учащенно забилось!
Зарядили пленку в фильмоскоп, включили свет, смотрите, читайте. «Изготовление копии нужного вам текста быстро и недорого». - прощебетала симпатичная малаечка.
Медленно передвигая пленку, смотрим на страницы газеты с текстом о давно минувших событиях. Дело шло медленно, да еще с нашим нетвердым английским. Проходит час, полтора, а работы еще столько же. Время окончания увольнения на берег неумолимо приближается к концу. Мои спутники нервничают. Катера у пирса явно давно уже ждут, а нам еще нужно немало пройти по запутанным оживленным улицам.
Какая досада, успокаиваю себя тем, что может быть в этой газете нужного и нет. Через несколько месяцев, вернувшись домой, я написал письмо о моих поисках и похождениях в Москву в журнал «Вокруг Света», надеясь на помощь его многочисленных возможностей, корреспондентов.
Прошло время, и в журнале № 11 за 1975 год я прочел - поручик Астафьев В.П. направлялся на зафрахтованном английском судне на Тихоокеанскую эскадру по месту службы, однако в пути он заболел тропической лихорадкой и был списан на берег в Сингапуре. После двух месяцев, проведенных в госпитале, Астафьев умер и был там похоронен.

.... В номере Сингапурской газеты «Стрейтс Тайме» от 24 октября 1890 г. в разделе хроники среди сообщений о движении почтовых судов из Сингапура в Европу, условиях помещения рекламы и т.д. нашел сообщение о похоронах Владимира Астафьева. Хоронили русского моряка со всеми морскими почестями. Гроб был драпирован в цвета Российского флага. В церемонии приняли участие консул, экипаж английского крейсера «Порпоиз», офицеры и оркестр 58-го английского пехотного полка и другие офицеры армии и флота. В Московских архивах сохранились документы генерального консула в Сингапуре А.М.Выводцева, в одном из них он подробно описывает как выглядит памятник - крест из Каррарского мрамора, по его же инициативе на флоте была открыта подписка на сооружение памятника русскому моряку. Ученый океанограф Юрий Михайлович Шокальский, чье имя носит наше научно - исследовательское судно писал: «Русские должны знать и помнить, что сделано славного предшествующими поколениями, гордится этим...»
В последующий заход в порт Сингапур судна «Ю.М.Шокальский» члены экипажа возложили цветы к подножию памятника В.Астафьеву рядом с цветами наших соотечественников, тоже побывавших здесь.
 

Мыс на южном берегу губы Грибовая на западном побережье южного острова Новой Земли. Назвали в 1889 году офицеры шхуны «Бакан».

 

Вернуться на главную страничку