Черепков Иосиф Денисович
(1912–1942)


Советский полярный летчик.
Родился в деревне Лучице Осиповичского района Белоруссии в семье плотника, строившего дома. С 14 лет пошел чернорабочим на железную дорогу.
В 1929 году Черепков по совету друзей, учившихся в Московской военной школе ВЦИК, приехал в Москву, но по возрасту поступить в школу не смог и остался в ней вольнонаемным. Работал посыльным, регистрировал секретную почту, которую доверяли ему как комсомольцу, свободное время проводил на летном поле, следя за полетами летчиков-испытателей. Став свидетелем аварии самолета М. М. Громова, чудом спасшегося на парашюте, Черепков не только не отказался от стремления стать летчиком, но еще более укрепился в своем намерении.
В 1930 году на мандатной комиссии по приему в школу Черепков впервые встретился с П. Г. Головиным, который тоже поступал в школу, хотя и был к тому времени всемирно известным планеристом. Они подружились, и Головин, как более старший, взял его под свою опеку.
Окончив школу в апреле 1931 года, Черепков получил направление в сельскохозяйственную авиацию и улетел в Тифлис. Здесь он травил мышьяком вредителей сельского хозяйства, сеял с самолета рис. Через год его перевели на Северный Урал, где он разведывал лесные пожары, проводил таксацию лесов. Работа в сельскохозяйственной авиации оказалась для Черепкова великолепной школой летного мастерства.
После трех лет работы Черепкова призвали в армию и направили на Дальний Восток, где он летал сначала на самолете «Р-5», а затем вторым и первым пилотом в бомбардировочной эскадрилье.
Прослужив в армии на полтора года сверх срока, Черепков демобилизовался и приехал в Москву уже опытнейшим пилотом. В это время чествовали летчиков, высадивших на Северном полюсе первую дрейфующую станцию. Среди них Черепков узнал и своего друга Головина. Они тепло встретились, и Головин предложил молодому пилоту перейти в полярную авиацию.
Начались суровые трудовые будни. Черепков стал линейным летчиком на Обской авиалинии, возил пассажиров и грузы по маршруту Тюмень – Обдорск. После передачи Обской линии аэрофлоту Черепкова перевели в московскую группу, в составе которой и летом и зимой он перегонял самолеты из Москвы в Якутск. Через некоторое время он стал работать в Якутске постоянно. За три с половиной года работы в Якутске Черепков выполнял полеты в различные районы Сибири, налетав в общей сложности свыше 300 тысяч километров и проведя в воздухе 2000 часов.
В военные годы Черепков продолжал служить в полярной авиации, обслуживал нужды Северного морского пути. В августе 1942 года он вылетел на ледовую разведку и на базу не вернулся. Пропал без вести. Арктика умеет хранить тайну. На этом же самолете был гидролог АНИИ Иван Гаврилович Овчинников.
Мыс на севере о. Джексона арх. ЗФИ. Назван советскими картографами в 1950-е годы.

 

Вернуться на главную страничку