Феоктистов Константин Петрович
(
07.02.1926-21.11.2009)


Советский космонавт, Герой Советского Союза (медаль №11228).
Родился в городе Воронеже в семье служащего. В июле 1942 года ушел добровольцем на фронт, служил разведчиком штаба Воронежского фронта. В том же году попал в руки «эсэсовцев», был расстрелян, но чудом остался жив.
В 1943 году он с отличием окончил 10 классов в городе Коканд Ферганской области, а в 1949 году – факультет тепловых и гидравлических машин Московского высшего технического училища имени Н. Э.Баумана. После защиты дипломного проекта Феоктистов получил назначение на один из заводов города Златоуст Челябинской области, где прошел путь от инженера конструкторского бюро до исполняющего обязанности главного конструктора КБ. Отсюда он выезжал на стажировку к будущему главному конструктору советских космических кораблей С. П. Королеву и поступил в аспирантуру Реактивного института, по окончании которой в 1955 году защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук.
С 1955 года Феоктистов работал в ОКБ-1 (ныне – НПО «Энергия») под руководством С. П. Королева, участвовал в разработке первого искусственного спутника Земли. После формирования отряда космонавтов он, будучи начальником отдела ОКБ-1, преподавал в Центре подготовки космонавтов, читал первым космонавтам курс лекций об устройстве космического корабля «Восток».
С 1964 года Феоктистов – в отряде советских космонавтов. В составе «группы гражданских специалистов № 1», он прошел полный курс общекосмической подготовки.
12-13 октября 1964 года наступил его «звездный» час. В качестве научного сотрудника-космонавта совместно с командиром космического корабля В. М. Комаровым и врачом-космонавтом Б. Б. Егоровым на многоместном космическом корабле «Восход» он совершил орбитальный космический полет вокруг Земли (впервые – без скафандров). Продолжительность полета составила 1 сутки 17 минут 3 секунды. В этом первом полете космического корабля с экипажем из трех человек впервые была отработана мягкая посадка корабля на Землю. Программа научных исследований, рассчитанная на одни сутки полета, была выполнена полностью, получен ценный материал о полете экипажа, состоящего из космонавтов различных специальностей. Обязанности Феоктистова включали в себя исследование оптических характеристик границы атмосферы, испытание новых приборов системы ориентации, управления и контроля бортовой аппаратуры.
В последующие годы Феоктистов продолжал трудиться в ОКБ-1, был ведущим проектантом кораблей ЗКА, ЗКД и 11Ф615, участвовал в проектных разработках лунных кораблей 11Ф93 и 11Ф94. В 1967 году он защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора технических наук. До 1990 года продолжал работать над новыми КК в ОКБ-1. Феоктистов был ведущим разработчиком кораблей типа «Союз», «Союз-Т», «Союз-ТМ», «Прогресс», «Прогресс-М», долговременных орбитальных станций «Салют» и «Мир».
После ухода из отряда космонавтов с октября 1987 года Феоктистов продолжал работать заместителем генерального конструктора НПО «Энергия», совмещая научно-производственную деятельность с преподаванием в Московском государственном техническом университете имени Н. Э. Баумана. Он автор многих научных работ и книг по истории космонавтики. Его перу принадлежит более 150 научных трудов и 20 изобретений.
Помимо Звезды Героя и ордена Ленина, Феоктистов награжден двумя орденами Отечественной войны I степени (1965, 1975), двумя орденами Трудового Красного Знамени (1957, 1961), орденом «Знак Почета» (1974), медалью «За победу над Германией» (1946), медалью «За освоение целинных земель» (1964), медалью «Золотая Звезда» Героя Труда ДРВ (1964). Он лауреат Ленинской (1966) и Государственной премий (1976) СССР.
Умер в Москве, похоронен на Троекуровском кладбище.
Мыс на севере Енисейского залива. Назван диксонцами (по предложению А. Г. Дивинца) в 1964 году.

 

Вернуться на главную страничку