Хромцов Николай Иванович
(22.03.1902–23.09.1943)


Выдающийся советский ледовый капитан.
Родился в семье смотрителя маяка на Белом море. Отец погиб в 1913 году, спасая моряков, тонувших вблизи маяка.
Хромцов начал плавать в 11 лет сначала юнгой, а с 14 лет матросом на парусниках судовладельца Ф. Ладкина. В 1921 году он поступил матросом на л/п «Русанов», совершивший первое после гражданской войны заграничное плавание, а в 1923 году принял участие в Карской товарообменной экспедиции.
За время военной службы на Балтийском флоте в 1924–1929 гг. Хромцов окончил школу подводного плавания и вечернее судоводительское отделение Ленинградского морского техникума. Демобилизовавшись и вернувшись в Архангельск, он был назначен старшим помощником капитана л/п «А. Сибиряков», а затем л/п «Русанов», на котором совершил плавание к Северной Земле и мысу Челюскин. Летом 1933 года «Русанов» доставил в бухту Марии Прончищевой первую группу зимовщиков-промышленников во главе со знаменитым С. П. Журавлевым. В декабре того же года после скоропостижной смерти на борту «Русанова» его капитана Б. И. Ерохина Хромцов стал капитаном этого судна.
В 1936 году Хромцов получил диплом капитана дальнего плавания и назначение капитаном л/п «Садко». В этой должности он участвовал во Второй и Третьей Высокоширотных экспедициях Главсевморпути под руководством Р. Л. Самойловича. В рамках Третьей экспедиции в 1937 году «Садко» пересек море Лаптевых с запада на восток по 76-ой широте, обогнул с севера Новосибирские острова и дошел до о-вов Де-Лонга, на которых экспедиция провела научные исследования. Над островами Генриетты и Жаннетты водрузили советские флаги, а на о. Генриетты организовали полярную станцию. После этого судно пошло на выручку судов, попавших в ледовый плен, но в октябре само оказалось зажатым льдами. Лишь в августе 1938 года «Садко» и «Малыгин» были освобождены ледоколом «Ермак».

 

«Садко»  у острова Генриетты


В 1939 году Хромцов стал капитаном ледокола «Дежнев», на котором проработал до начала войны, занимаясь арктическими перевозками и зверобойным промыслом.
В первый же день войны Хромцов возглавил ледокол «Ленин». Под его руководством ледокол занимался проводкой советских и иностранных судов с вооружением, стратегическим сырьем, продовольствием для армии, работая как в западном секторе Арктики, так и по всей трассе Северного морского пути.

Награжден орденом «Знак Почета», медалью «За трудовую доблесть».
Николай Иванович Хромцов скоропостижно скончался в расцвете физических и творческих сил на своем боевом посту – на борту ледокола «Ленин». Смерть не столь редкая для полярных капитанов. Он похоронен на Вологодском кладбище Архангельска.

 

Ледокол «Ленин»

 

Мыс на западе о. Земля Георга арх. ЗФИ. Назван советскими картографами в 1950-е годы.
Ледниковый купол на о. Харли арх. ЗФИ. Название присвоено решением Архангельского облисполкома от 26 августа 1963 года.

 

Вернуться на главную страничку