Шанц Иван (Иоганн-Эбергард) Иванович
(01(13).10.1802-22.12(03.01).1880/1881)


Русский адмирал, мореплаватель, кораблестроитель, член Адмиралтейств-совета.
Родился в г. Бьорнеборге в семье, принадлежавшей к старинному дворянскому немецкому роду. Еще ребенком он поступил на судно к знакомому капитану в качестве волонтера и проплавал почти беспрерывно на финляндских коммерческих судах до 19-летнего возраста. В 1820 году, совершенно не зная русского языка, блестяще сдал в Гельсингфорсе экзамен в военный флот и был произведен в мичманы. Его направили на службу в Свеаборг, где он до лейтенантского чина плавал на разных судах в Финском заливе и Балтийском море, занимаясь описью и промером шхер между Свеаборгом и Юнгферзундом, а также описью Аландских островов. Получив звание лейтенанта, Шанц в течение 1828–1831 гг. находился в заграничном плавании на корабле «Фершампенуаз», участвовал в блокаде Дарданелл и описи Кроликовых островов. Корабль этот сгорел на Кронштадтском рейде. Мужественное поведение Шанца во время пожара, когда он последним покинул судно, послужило одной из причин назначения его командиром люггера «Ораниенбаум». В 1834 году его произвели в капитан-лейтенанты и назначили командиром военного транспорта «Америка», отправлявшегося в кругосветное плавание. Во время этого похода в архипелаге Маршалла была открыта группа коралловых островов, названных в атласе адмирала И. Ф. Крузенштерна островами Шанца. По возвращении из плавания в 1836 году Шанца произвели в капитаны 2 ранга, а через два года в капитаны 1 ранга.
Одним из первых в России Шанц понял, что флот ждут революционные преобразования, связанные с переходом от паруса к пару. Будучи первоклассным моряком парусного флота, он решительно встал в ряды сторонников модернизации русского флота.
В течение 1837–1841 гг. Шанц находился в разных командировках и инспектировал постройку в Нью-Йорке самого большого и сильного военного пароходо-фрегата того времени «Камчатка», который привел из Америки в Кронштадт за 21 день с заходом в Англию. До 1847 года на этом пароходе он почти постоянно находился в плавании в Балтийском и Средиземном морях и в Атлантическом океане. После производства в контр-адмиралы Шанц прекратил плавания и переключился на кораблестроительную деятельность. В период 1848–1855 гг. он выполнял поручения, связанные с постройкой пароходо-фрегатов «Рюрик», «Олаф», корвета «Калевала», винтовой лодки «Стерлядь», шхун для Каспийского моря, 40 гребных канонерских лодок и других.
В 1855 году, с началом Крымской кампании, Шанца назначили начальником отдельного отряда паровых судов на Кронштадтском рейде с флагом на пароходо-фрегате «Камчатка», а в мае того же года командующим 1-й флотской дивизией, которую он возглавлял до переформирования флота в 1860 году. В последующие годы Шанц служил старшим флагманом Балтийского флота, командовал дивизией, выполнял поручения по постройке новых паровых судов, вооружению их и береговых батарей.
В 1863 году Шанц стал членом Адмиралтейств-совета. Он был удостоен всех орденов до Св. Александра Невского с бриллиантами и Св. Георгия 4 степени за 25 лет беспорочной службы в офицерских чинах, бронзовой медали и перстня с вензелем государя за турецкую кампанию 1829 года. Шанц принадлежал к той славной школе старых моряков, для которых «seamanship» служило лозунгом всей их жизни, начиная со школьной скамьи и до гробовой доски.
Широко был известен Шанц и как морской беллетрист. Его произведения проникнуты добрым юмором, отличаются прекрасным русским языком.
Умер в Санкт-Петербурге, похоронен на Митрофаньевском кладбище, ликвидированном в 1930-е годы.
Мыс северный входной в губе Машигина на западном побережье северного острова Новой Земли. Назвал в 1839 году С. А. Моисеев.

 

Вернуться на главную страничку