Юнг (Young) Аллен
(12.12.1827–20.11.1915)

Английский торговый моряк, арктический исследователь.
Родился в Твиккенхеме. Начал службу в торговом флоте в 1846 году, обслуживая перевозки у берегов Восточной Индии. Отличное выполнение своих обязанностей обеспечили Юнгу почет и уважение на флоте, именно ему было доверено заниматься перевозкой войск во время Крымской компании.
Сразу после окончания войны Юнг в качестве штурмана и ответственного за парусное хозяйство вошел в состав арктической экспедиции Ф. Мак-Клинтока на «Фоксе», направлявшейся на поиски пропавших кораблей Дж. Франклина. К участию в ней приглашали самых отборных моряков. Юнг отказался от каких-либо вознаграждений и сам внес 500 фунтов стерлингов в фонд экспедиции.
Начиналось все чрезвычайно тяжело. В первый 1857 год не удалось даже войти в прол. Ланкастер и достичь о. Бичи, места первой зимовки Франклина. До них это удавалось всем «франклиновским» экспедициям. Трудности позволили Мак-Клинтоку и Юнгу хорошо узнать друг друга и стать близкими друзьями. Лишь на второй год, после зимовки в дрейфующих льдах моря Баффина удалось двинуться вглубь Канадского арктического архипелага к намеченному месту поисков и дойти до прол. Пил между о. Принца-Уэльского и о. Сомерсет, где пришлось встать на вторую зимовку. С началом светлого времени наконец-то приступили к поискам.
Мак-Клинток поручил Юнгу обследование берегов о. Принца-Уэльского и о. Сомерсет. В команду Юнга входили его старый друг Гарвей, еще три англичанина и эскимос Самюэль, отвечавший за собачьи упряжки. Вышли 7 апреля, за два дня пересекли прол. Франклина и высадились на о. Принца-Уэльского. Оказалось, что побережье острова простирается на юг гораздо дальше, чем предполагалось, и Юнг, боясь, что им не хватит продовольствия, отправил большую часть людей назад, оставив себе только одного спутника Хобдея, с которым и проделал намеченные поиски, продолжавшиеся сорок дней. Безусловно, это был чрезвычайно смелый и опасный эксперимент.
Не подготовленные к строительству укрытий из снега на ночь они просто выкапывали углубление в снегу, вмещавшее двух человек, и в нем проводили ночь. Двигаясь вдоль побережья о. Принца-Уэльского, Юнг со спутником 7 мая дошли до холмов, которые в 1851 году видел Ш. Осборн. Желая продолжить поиски, Юнг попытался переправиться на о. Виктория, но не смог это сделать из-за труднопроходимого торосистого с глубоким снегом льда. В результате самоотверженного похода Юнга и Хобдея было завершено нанесение на карту юго-западного и западного берегов о. Принца-Уэльского, что имело важное значение для географии, исследовано состояние льда в прол. Мак-Клинтока, отделяющем этот остров от о. Виктория.
По возвращении Юнг нуждался в лечении, но он, вопреки протестам доктора, на этот раз с Гарвеем 10 июня отправился в новый поход, желая завершить описание юго-восточного берега о. Принца-Уэльского. Решив эту задачу, переправились на о. Сомерсет и нанесли на карту его южную часть. Спутники были чрезвычайно утомлены, кроме того, их очень удручала неудача в поисках следов экспедиции Франклина. Мак-Клинток, закончив свой поход и узнав, что Юнг еще не вернулся, отправился ему навстречу и помог добраться до судна.
На родине экспедиция была принята восторженно.
В 1862 году Юнг командовал «Фоксом» при прокладке подводного кабеля между Исландией и Гренландией, позднее помогал адмиралу Ш. Осборну в обеспечении Европейско-Китайской флотилии, командовал кораблем в 1862–1864 гг. во время Тайпинского восстания в Китае.
В 1875 году Юнг на яхте «Пандора», построенной на собственные средства, попытался пройти Северо-Западным проходом. Целью похода были также поиски каких-либо письменных свидетельств о судьбе экспедиции Франклина. Ни того, ни другого достичь не удалось, «Пандора» смогла пробиться только до прол. Пил. Юнг проверил свою съемку 1859 года и убедился, насколько точно она была сделана, несмотря на тяжелейшие условия. В 1876 году Юнг намеревался повторить попытку, но Адмиралтейство неожиданно предложило ему заняться обеспечением экспедиции Нэрса, полагая, что никто другой не сможет выполнить эту важную работу более успешно. Юнг успешно справился с поставленной задачей, и в награду за это в 1877 году был пожалован Королевой дворянским званием.
Следующим предприятием Юнга, вошедшим в историю освоения уже Российской Арктики, явилось его плавание в 1882 году на судне «Надежда (Hope)» к берегам Новой Земли, где им у западного входа в прол. Маточкин Шар была спасена экспедиция Б. Ли-Смита, возвращавшаяся на ботах с арх. ЗФИ после гибели своего судна и зимовки.

 

«Фокс», доживающий свой век. Годхавн, Гренландия. 1914 год

 

В период Египетской войны Юнг состоял морским представителем в Обществе Национальной помощи.
За свои заслуги Юнг был награжден целым рядом английских и зарубежных орденов, в 1879 году в Лондоне опубликованы его записки о двух плаваниях в Арктику на «Пандоре».

Умер в Бруквуде, графство Суррей, Англия, похоронен на кладбище Бруквуда.
Острова (Янг) в зал. Батерст моря Бофорта.

Остров (Янг) и банка (Янг-Шол) в прол. Барроу в Канадском арктическом архипелаге.
Мыс
(Янг) в зал. Батерст моря Бофорта.

Мыс (Аллен-Янг) на юго-западном побережье о. Принца-Уэльского в Канадском арктическом архипелаге.
Мыс в прол. Дольфин-энд-Юнион между побережьем Канады и о. Виктория.

Пролив (Аллен-Юнг) на юге ЗФИ. Назвал Ф. Джексон.
Бухта (Янг) на востоке о. Принца Уэльского в Канадском арктическом архипелаге.

Залив (Янг-Инлет) на севере о. Батерст в Канадском арктическом архипелаге.

Бухта (Аллен) и речка (Аллен) на юго-западе о. Корнуоллис в Канадском арктическом архипелаге.

Озеро (Аллен) на севере о. Принца Уэльского в Канадском арктическом архипелаге.

 

Вернуться на главную страничку