Уэллман (Wellman) Уолтер
(29.02.1858–09.12.1934)

 

Американский журналист.
Родился в г. Ментор, штат Огайо.
Уже в 14 лет он основал еженедельную газету в Саттоне, штат Небраска, а через семь лет – вечернюю газету «Цинциннати Пост». С 1884 по 1911 год был вашингтонским корреспондентом в газете «Чикаго Геральд».
Уэллман совмещал журналистскую работу с исследовательскими экспедициями, был одним из пионеров-воздухоплавателей. Его первым путешествием стала экспедиция 1891 года на Багамы, где, по его утверждению, он нашел точное место высадки Христофора Колумба. В 1894 году он организовал экспедицию, которая северо-восточнее Шпицбергена достигла широты 81°.
В 1898–1899 гг. Уэллман возглавлял американо-норвежскую экспедицию на ЗФИ, снаряженную на средства американских ученых обществ и ряда частных лиц. Цель экспедиции заключалась в географическом исследовании ЗФИ и достижении полюса. Судно «Фритьоф» вышло в море в конце июня, но пробиться к ЗФИ не смогло. Тогда Уэллман вернулся в Норвегию, пополнил запасы продовольствия и снова отправился на север в конце июля. Вторая попытка была более успешной. Достигнув мыса Флора, экспедиция забрала оттуда один из сараев Ф. Джексона и перебралась к месту зимовки мысу Тегетгоф на о. Галля в юго-восточной части архипелага. На западном берегу Земли Вильчека организовали подбазу, на которой оставили двух бывалых матросов Бьервига и Бентсена. Отсюда Уэллман с тремя норвежцами в феврале 1899 года отправился к полюсу. На широте 82º он вывихнул ногу, и полюсная группа возвратилась на базу. После работ экспедиции Уэллмана окончательно выяснилась протяженность арх. ЗФИ, открыт один из крупнейших островов архипелага Греэм-Белл, получены ценные материалы по климату архипелага.

 

«Фритьоф» у берегов ЗФИ


В 1906 году Уэллман решил совершить полет к Северному полюсу на воздушном шаре, пытаясь повторить полет С. Андрэ, исчезнувшего в 1897 году. К сожалению, это его предприятие оказалось еще менее удачным, чем предыдущее. Серьезной кропотливой подготовке он предпочел рекламную шумиху и придумывание всяких немыслимых усовершенствований, апофеозом которых было создание гайдропа (устройство для торможения шара) особой конструкции. Этот гайдроп представлял собой оболочку длиной около 50 м, начиненную вяленым мясом, горохом и другими пищевыми продуктами и сверху покрытую металлическими чешуйками. Эта колбаса, самая длинная в мире, как выразился Ф. Нансен, должна была, по мысли Уэллмана, волочиться по льду и отрываться по кускам, которые могли быть использованы воздухоплавателями при возвращении в качестве продовольственных складов. Даже не верится, что это может быть правдой.
Уэллман устроил базу в бухте Вирго на Шпицбергене там же, где была база Андрэ. Построенный во Франции дирижабль «Америка» стартовал в сентябре 1907 года, но из-за поднявшегося сильного ветра упал через несколько миль на ледник. Неунывающий Уэллман построил новый воздушный корабль «Америка II». Новый полет состоялся в августе 1909 года также из бухты Вирго и также закончился полным провалом. Отлетев несколько километров на север, корабль потерял колбасу и стал снижаться. Если бы рядом не оказалось судна, Уэллмана могла ожидать судьба Андрэ.
После экспедиции Р. Пири к Северному полюсу Уэллман потерял интерес к полету на полюс. В октябре 1910 года он совершил попытку пересечь на воздушном шаре Атлантический океан. Экспедиция в составе пяти человек стартовала из Атлантик-Сити, но шар унесло ветром от океана на 400 км в район Норфолка, штат Коннектикут.

Уэллман провел свои последние годы в Нью-Йорке, где умер от рака печени.
Мыс на востоке о. Рудольфа арх. ЗФИ. Назван В. Уэллманом в 1899 году в честь его брата Артура Уэллмана, на свои средства снарядившего в 1899 году судно «Капелла», которое вывезло экспедицию В. Уэллмана с ЗФИ на материк.

 

Вернуться на главную страничку