Куинджи, Архип Иванович
(15
(27).01.1841-11(24).07.1910)


Выдающийся русский художник, мастер пейзажной живописи.
Родился в Мариуполе в семье бедного сапожника-грека. Рано лишившись родителей, мальчик познал полное лишений детство, добывая хлеб свой насущный постоянным тяжелым трудом. Ему удалось выучиться у учителя-грека грамоте, некоторое время он посещал городское училище.
С ранних лет у Куинджи проявились любовь и способности к живописи, он рисовал на любом подходящем материале: стенах, заборах, обрывках бумаги, работал ретушером у фотографов, пытался открыть собственную студию, но безуспешно. Одно время он был в учениках у Айвазовского, однако, тот так и не допустил его к холсту, доверяя лишь толочь краски.
После Куинджи уехал в Санкт-Петербург, где ему удалось создать первое большое полотно «Татарская сакля в Крыму», которое он выставил на академической выставке в 1868 году.
С третьей попытки Куинджи стал вольнослушателем академии. Постепенно ему удалось добиться заслуженного признания. В 1872 году за картину «Осенняя распутица» он получил звание классного художника, созданная им в 1873 году картина «Снег» через год была отмечена бронзовой медалью на международной выставке в Лондоне. Затем последовали его выдающиеся творения «На острове Валаам», «Ладожское озеро», «Забытая деревня», «Степь», «Чумацкий тракт в Мариуполе» и конечно знаменитая «Украинская ночь».
В 1877 году Куинджи стал членом Товарищества передвижников, а через год выставил «Лес» и «Вечер в Малороссии», возбудивший массу споров и создавший много подражателей. Выйдя в 1879 году из Товарищества передвижников, он начал выставлять свои картины в «сольном режиме. Огромный успех имели его полотна «Лунная ночь на Днепре», «Березовая роща», «Днепр утром».

 

Мемориальная доска. Петербург, Биржевая линия, д.18


После 1882 года и до самой смерти Куинджи нигде больше своих картин не выставлял. С 1894 по 1897 гг. он был профессором-руководителем высшего художественного училища при Академии Художеств.
В последние годы жизни Куинджи часто выступал в роли мецената, жертвуя крупные суммы Академии художеств, обществу поощрения художеств. Эти средства шли на выплату премий по пейзажной живописи. За год до смерти он принес в дар Художественному обществу своего имени 100000 рублей и собственное имение.
Умер в Санкт-Петербурге и был похоронен на Смоленском православном кладбище. В 1952 году надгробие и прах перенесены в Некрополь мастеров искусств (Бывшее Тихвинское кладбище) Александро-Невской Лавры.
Мыс на южном берегу зал. Чекина на карском побережье северного острова Новой Земли. Название дано в 1901-1902 гг. Новоземельской экспедицией художника А. А. Борисова.

 

Вернуться на главную страничку