Пилкин Константин Павлович

Пилкин Константин Павлович

(26.12.1824 (07.01.1825 –14(25).01.1913)

Русский флотоводец, адмирал, генерал при Особе Его Величества.

Родился в Санкт-Петербурге в семье морского офицера, долгие годы служившего под началом адмирала Ф.Ф. Белинсгаузена. В 1841 году гардемарином К.П. Пилкин закончил Морской кадетский корпус, а уже в следующем году стал мичманом. В течение 10 лет служил на кораблях Балтийского флота, участвовал в походах в Северное море. В 1853-1854 гг. вахтенный начальник фрегата «Аврора» лейтенант Пилкин, совершил переход с Балтийского моря на Камчатку, где, командуя батареей, а затем стрелковым отрядом, участвовал в героической обороне Петропавловского порта от десанта англо-французской эскадры в августе 1854 года. Был награжден орденом Святого Владимира 4 степени с бантом и произведен в капитан-лейтенанты. Участвовал в отражении десанта в заливе Де-Кастри.

22 июня 1857 года «Аврора» вернулась в Кронштадт, завершив кругосветное путешествие. После этого некоторое время командовал шхуной «Компас». В 1860-1865 гг. на клипере «Абрек» вторично совершил плавание на Дальний Восток, где участвовал в гидрографических исследованиях в Японском море и заливе Петра Великого. Отличался смелостью и находчивостью в сложных ситуациях, исключительно гуманным отношением к команде корабля. В 1863 году в составе эскадры контр-адмирала А.А. Попова прибыл в Сан-Франциско. В июне 1865 года К.П. Пилкин, досрочно произведенный «за отличие по службе» в капитаны I ранга, на своем корабле возвратился в Кронштадт.

С 1865 по 1868 год капитан I ранга Пилкин в составе эскадры адмирала Г.И. Бутакова командовал одной из первых русских броненосных батарей «Кремль». В 1869-1871 гг. командовал отрядом судов в Тихом океане, возглавлял их переход с Балтийского флота. После возвращения в 1872 году из третьего кругосветного плавания К.П. Пилкин был назначен капитаном Кронштадтского порта и вскоре произведен в контр-адмиралы. Вместе с адмиралом Г.И. Бутаковым он стал инициатором создания специального учебного заведения для подготовки минеров для флота - Учебно-минного отряда и Минного офицерского класса в Кронштадте, был их первым начальником до 1882 года. В январе 1876 года в составе правительственной комиссии выезжал в Австро-Венгрию, где в Фиуме ознакомился с работами изобретателя торпед англичанина Р. Уайтхеда. Вскоре Россия стала шестым государством, принявшим на вооружение самодвижущиеся мины Уайтхеда - торпеды. Вскоре после этого К.П. Пилкина назначили на только что учрежденную должность заведующего минной частью на флоте, которой он руководил до 1886 года. За это время были заложены основы минно-торпедной службы в российском флоте, подготовки кадров. Сумев в короткие сроки привлечь к новому делу самых талантливых людей флота, Пилкин создал отличную школу минных офицеров, блестяще показавших себя во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Благодаря его помощи капитан-лейтенант С.О. Макаров сумел получить торпеды, которые он впервые в мире успешно применил, потопив турецкий корабль «Интибах».

Не рассчитывая только на иностранные торпеды, К.П. Пилкин организовывал в Кронштадтских и Николаевских минных мастерских, на Обуховском заводе и заводе Лесснера их серийное производство.

В 1886 году вице-адмирала К.П. Пилкина перевели главным инспектором минного дела в Морской технический комитет, а с 1888 по 1896 годы он является председателем этого комитета. С 1889 по 1909 годы он так же состоит членом высшего законодательного органа флота - Адмиралтейств-Совета. В 1896 году К.П. Пилкину присваивают чин полного адмирала. В 1912 году в связи с 70-летием службы К.П. Пилкина в офицерских чинах Николай II наградил адмирала высшей наградой Российской империи - орденом Андрея Первозванного.

Кроме того, заслуги Пилкина отмечены орденами Св.Анны 1, 2 и 3 степеней, Св.Владимира 2 и 3 степеней, Св.Станислава 1 и 2 степеней, Белого Орла, Св.Александра Невского.

Скончался в Петербурге и был похоронен  на Смоленском православном кладбище. Могила не сохранилась.

Мыс (Пылкина) на западном побережье бухты Провидения. Название появилось на карте после съемки 1876 года подпоручика Максимова, плававшего на клипере «Всадник».

 

Вернуться на главную страничку