Репин Илья Ефимович
(24.07(05.08).1844-29.09.1930)


Выдающийся русский художник, мастер портретов, исторических и бытовых сцен.
Родился в Чугуеве Харьковсекой губернии, семье военного поселенца. Первоначально грамоте и арифметике обучился у пономаря и дьячка. В 11-летнем возрасте некоторое время занимался в топографической школе, но она закрылась из-за упразднения военных поселений. С 13 лет обучался живописи в Чугуеве у И. Бунакова.
В 1863 году Репин поступил в Академию Художеств в Петербурге. Здесь он познакомился с И. Н. Крамским, который стал его главным наставником. За свою дипломную работу картину «Иов и его друзья» в 1869 году был награжден малой золотой медалью.
В 1870 году Репин совершил творческое путешествие по Волге, где написал ряд этюдов и эскизов; апофеозом этого путешествия стала одна из его знаменитых картин «Бурлаки на Волге», которую он окончил в 1873 году.
Одной из первых картин Репина, получивших широкое признание, был большой групповой портрет Славянские композиторы, выполненный по заказу предпринимателя А.А. Пороховщикова. В 1872 году за программную работу «Воскрешение дочери Иаира» он получил Большую золотую медаль и право на 6-летнее обучение в Италии и Франции, где завершил художественное образование. Результатом этого периода явились картины Парижское кафе» и «Садко».
По возвращении в 1876 году в Россию Репин сначала поселился в родном Чугуеве, а через год перебрался в Москву. В 1878 году он приступил к работе над картиной «Запорожские казаки пишут ответ турецкому султану». Эта работа продолжалась более 10 лет и была закончена только в 1891 году. Картина имеет 3 списка (не считая этюда). Первый Репин подарил другу, историку Дмитрию Яворницкому, а тот – Павлу Третьякову. Большая часть моделей для него взята из Екатеринославской губернии (писарь – Яворницкий, Иван Сирко – киевский генерал-губернатор Михаил Драгомиров, раненый в голову казак – художник Николай Кузнецов; войсковой судья в чёрной шапке – Василий Тарновский; молодой казачок в круглой шапке – его сын, обладатель обширной лысины – Георгий Алексеев, предводитель дворянства Екатеринославской губернии, обер-гофмейстер двора его Величества, почетный гражданин Екатеринослава и страстный нумизмат. Так как он отказывался позировать с затылка, пришлось пойти на хитрость. Яворницкий пригласил его посмотреть свою коллекцию, а позади тайком усадил художника, и пока предводитель любовался монетами, Репин быстро набросал портрет. Алексеев узнал себя уже в Третьяковке и обиделся.
Второй вариант картины (1880–1891 гг.) хранится в Русском музее в Санкт-Петербурге. Кто для него позировал, неясно. Третий вариант (1893 г.) – в Харьковском художественном музее. Он уступает по размерам первоначальному.
В 1882 году Репин переехал в Петербург, где стал деятельным участником «Товарищества передвижников», к которому примкнул еще в 1874 году, и фактически одним из вождей российской реалистической школы живописи. На выставках товарищества последовательно появились его картины «Правительница Софья Алексеевна в монастыре», «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Иоанн Грозный и его сын Иван». В этот период он проявил себя и выдающимся портретистом, создав портреты Ференца Листа и Михаила Глинки П. А. Стрепетовой, Н. И. Пирогова, П. М. Третьякова, И. Н. Крамского, И. С. Тургенева, В. М. Гаршина, В. В. Самойлова, М. С. Щепкина, баронессы Икскуль и многих других.
В 1893 году Репин стал действительным членом Петербургской Академии художеств, в 1894–1907 гг. он – профессор-руководитель мастерской, а в 1898–1899 гг. занимал пост ректора.

Мемориальная доска. Петербург,

площадь Репина, дом 3-5

Бюст в Румянцевском саду. Петербург, ВО, Университетская наб.


В 1901 году Репин по заказу правительства приступил к созданию грандиозного полотна, посвященного торжественному заседанию Государственного Совета в день его столетнего юбилея. На нем изображено более восьмидесяти человек – сановников Государственного Совета, во главе с царем и членами царствующего дома. Работа, в которой принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, была закончена в течение двух лет.
В 1899 году Репин вторично женился и приобрел на имя жены землю в поселке Куоккала в Финляндии, на которой выстроил усадьбу и назвал «Пенаты». Там он провел последние тридцать лет жизни. Поселок Куоккала (ныне Репино) после Октябрьской революции оказался за границей в составе независимой Финляндии.
Репин очень любил эту страну, называя Гельсингфорс кусочком Парижа. Он был знаком со многими деятелями финской культуры. В 1919 году Репин подарил Обществу художников Финляндии свою коллекцию из 23 работ русских художников и семи собственных, с которых началась коллекция Репина Атенеум. В 1920 году финские художники выбрали его почетным членом Общества художников Финляндии.
Репин известен и как превосходный мемуарист, автор ряда очерков, составивших книгу воспоминаний «Далекое близкое». Много внимания он уделял и педагогической работе: среди его учеников Б. М. Кустодиев, И. Э. Грабарь, И. С. Куликов, Ф. А. Малявин, А. П. Остроумова-Лебедева, частные уроки он давал В. А. Серову.
Репин отрицательно относился к царскому строю, однако, после революции отказался вернуться в СССР. В частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего. Своеобразным ответам эмиссарам от страны Советов стали и полотна художника, которые никогда не выставлялись в СССР, например, «Большевики (Красноармеец, отнимающий хлеб у ребенка)», – картина, однозначно поясняющее отношение Репина к Советской власти. В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы.
После смерти Репина в 1930-х годах в СССР начался настоящий его культ. Работы художника назвали образцами социалистического реализма, имя Репина стало в одном ряду с именами Толстого, Мусоргского и Римского-Корсакова.
Умер Куоккале, где и похоронен в своем любимом саду рядом с домом.
Мыс на юге зал. Ермолова на карском побережье северного острова Новой Земли. Название дано в 1901-1902 гг. Новоземельской экспедицией художника А. А. Борисова.

 

Вернуться на главную страничку