Шишкин Иван Иванович
(13(25).01.1832-08(20).03.1898)


Выдающийся русский художник-пейзажист, живописец, рисовальщик и гравер-аквафортист.
Родился в городе Елабуга Вятской губернии. Происходил из древней вятской фамилии.
Шишкин начал учебу в 1-ой казанской гимназии, но, дойдя в ней до 5-го класса, поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. По окончании курса этого заведения с 1857 года он продолжил образование в Петербуржской Академии Художеств, где числился учеником профессора С. М. Воробьева.
Не довольствуясь занятиями в стенах академии, Шишкин усердно рисовал и писал этюды с натуры в окрестностях Санкт-Петербурга и на острове Валааме. В годы пребывания в академии он был удостоен нескольких золотых и серебряных медалей за рисунки пейзажей Валаама и окрестностей Санкт-Петербурга.
За успехи в живописи Шишкин получил право на поездку за границу в качестве пенсионера академии. В 1861 году он отправился в Мюнхен, посещал там мастерские известных художников, затем, в 1863 году, перебрался в Цюрих, где под руководством знаменитого анималиста профессора Коллера стажировался в изображении животных. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «крепкой водкой». Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа». Эта картина была прислана в Санкт-Петербург, за нее он получил звание академика. За границей, помимо живописи, он много занимался рисунками пером; произведения его в этом роде приводили в удивление иностранцев, и некоторые были помещены в Дюссельдорфском музее рядом с рисунками первоклассных европейских мастеров.
Затосковав по России, в 1866 году Шишкин вернулся в Санкт-Петербург до истечения срока своего пенсионерства. С той поры он нередко предпринимал путешествия с художественной целью по России, почти ежегодно выставлял свои произведения сначала в академии, затем на выставках «Товарищества передвижников». С 1870 года Шишкин примкнул к образовавшемуся в Санкт-Петербург кружку аквафортистов и взялся за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Все эти работы с каждым годом увеличивали за ним репутацию одного из лучших русских живописцев пейзажа и бесподобного, в своем роде, аквафортиста.
В 1873 году академия возвела Шишкина в звание профессора за приобретенную ею мастерскую картину «Лесная глушь». После вступления в действие нового устава академии, в 1892 году он был приглашен руководить ее учебной пейзажной мастерской, но, по различным обстоятельствам, исполнял эту должность недолго.
Картины и рисунки Шишкина необычайно многочисленны. Множество разошлось их между любителями искусства после устроенной в 1891 году ретроспективной выставки работ художника за сорок лет его деятельности и распродажи после его смерти того, что осталось в его мастерской. Среди публичных коллекций наиболее богата ими московская Третьяковская галерея. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека в лесу», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Поляна с соснами», «Лесная глушь» и «Лесная поляна», пятью этюдами и двумя рисунками.
Умер скоропостижно в Петербурге, сидя за мольбертом. Был похоронен на Смоленском православном кладбище. В 1950 году прах и надгробие перенесены в Некрополь мастеров искусств (бывшее Тихвинское кладбище) Александро-Невской Лавры.
Мыс и гора на северном берегу зал. Чекина на карском побережье северного острова Новой Земли. Название даны в 1901-1902 гг. Новоземельской экспедицией художника А. А. Борисова.

 

Вернуться на главную страничку