Васнецов Виктор Михайлович
(03.05.(15.05)1848-23.07.1926)


Выдающийся русский художник, мастер живописи на исторические и фольклорные сюжеты. Старший брат художника Апполинария Васнецова.
Родился в селе Лопьял Уржумского уезда Вятской губернии (ныне Кировская область). Село было русским, но большую часть населения составляли марийцы.
Отец его был православным священником, происходившим из древней вятской фамилии Васнецовых. Себя художник считал скифом.
Сначала Васнецов пошел по стопам отца – учился в духовном училище, затем в Вятской духовной семинарии, хотя способности к рисованию проявились у него с детства. Отец способствовал их развитию, оплачивая уроки рисования, которые давал сыну гимназический учитель Н. Г. Чернышев. Более того, с благословения отца Васнецов оставил семинарию с предпоследнего курса и уехал в Петербург для поступления в Академию художеств. Он учился живописи в Петербурге сначала у И. Н. Крамского в Рисовальной школе общества поощрения художеств, затем в Академии художеств, окончив ее в 1873 году. В годы учебы приезжал в Вятку, познакомился со ссыльным польским художником Э. Андриолли, которого просил заниматься живописью со своим младшим братом Аполлинарием.
По окончании Академии Васнецов стажировался за границей, а уже с 1869 года начал выставлять свои работы, сначала участвуя в экспозициях Академии, потом в выставках передвижников.
В 1893 году Васнецов стал действительным членом Академии художеств.
После 1905 года по своим политическим взглядам он был близок к Союзу русского народа, хотя и не состоял его членом, участвовал в финансировании и оформлении монархических изданий, в том числе «Книги русской скорби». Наряду со многими другими художниками своего времени. Васнецов способствовал учреждению в 1915 году Общества возрождения художественной Руси.
В творчестве Васнецова представлены разные жанры, отразившие его эволюцию от бытописательства к сказке, от станковой живописи к монументальной, от приземленности передвижников к прообразу стиля модерн.
Позже главным в его творчестве стало былинно-историческое направление. Картины этого жанра – «Витязь на распутье», «После побоища Игоря Святославича с половцами», «Аленушка», «Иван-Царевич на Сером Волке», «Богатыри», «Царь Иван Васильевич Грозный» принесли ему мировую славу.
В конце 1890-х годов все более заметное место в его творчестве занимает религиозная тема (работы во Владимирском соборе в Киеве и в храме Воскресения в Санкт-Петербурге, акварельные рисунки и подготовительные оригиналы стенной живописи для собора святого Владимира).
После 1917 года Васнецов продолжал работать над народными сказочными темами, создавая полотна «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем», «Кощей Бессмертный».
Умер в Москве, похоронен на Введенском кладбище.
Мыс на северном берегу зал. Чекина на карском побережье северного острова Новой Земли. Название дано в 1901-1902 гг. Новоземельской экспедицией художника А. А. Борисова.
Ледник на южном берегу прол. Маточкин Шар. Название дано в 1901-1902 гг. Новоземельской экспедицией художника А. А. Борисова.

 

Вернуться на главную страничку