Зарзар Валентин Ананьевич

Зарзар Валентин Ананьевич

(28.02.1899 – 05.09.1933)

 

Советский государственный и военный деятель, один из организаторов советской авиации, ученый-юрист и географ.

Родился в интеллигентной молдавской семье, отец — Ананий Семенович Зарзар — был городским головой Килии, брат — Семен Ананьевич Зарзар (1886—1954), выпускник юридического факультета Новороссийского университета, участник Бредовского похода, известный в городе адвокат. У В.А. Зарзара были также братья Леонид и Иван. Купеческий род Зарзаров издавна известен в Килие. Представители этого рода финансировали сооружение знаменитого Свято-Николаевского православного храма.

Вступивший в 19-летнем возрасте в ряды членов РКП(б) Зарзар стал участником Гражданской войны, сражался в рядах Красной армии в боях против генерала  Деникина и отрядов батьки Махно – боец Второй конной армии, командир артиллерийской батареи, комиссар полка, начальник артиллерийских курсов.

По окончании Гражданской войны, будучи командиром армейского корпуса, Зарзар закончил юридический факультет Московского Государственного университета и Высшую артиллерийскую школу в Москве.

Увлекшись авиацией, В. А. Зарзар пришел работать в эту область и активно участвовал в становлении воздушного флота Советской страны, быстро выдвинувшись в ряд его основных руководителей. Он был одним из организаторов Осоавиахима и Общества друзей Воздушного Флота, способствуя тем самым вовлечению миллионов советских людей в дело создания отечественной авиации. В послужном списке Зарзара должность Главного инспектора Гражданской авиации СССР, члена Правительственной комиссии по дальним перелетам, в которую также входили командарм 1-го ранга С.С. Каменев и начальник Воздушного флота СССР П.И. Баранов.

В 1930 году Зарзара назначили членом президиума Госплана СССР – он возглавил планирование авиационной промышленности и автомобилестроения. Выполнение обязанностей в Госплане Зарзар совмещал с работой редактора журналов «Самолет», «Советское воздушное право», заведовал отделом науки и техники газеты «Известия». Он  первым поставил вопрос о необходимости создания специальных учебных заведений для подготовки специалистов гражданской авиации с учетом ее специфики, был участником самых сложных перелетов на первых советских самолетах в неизведанных местах Сибири, одним из организаторов поисков и спасения экспедиции Умберто Нобиле на дирижабле «Италия» в 1928 году, руководителем трансъевропейского перелета в 1929 году по маршруту Москва-Берлин-Париж-Рим-Марсель-Лондон-Варшава-Москва. Самолет конструкции А.Н. Туполева АНТ-9 «Крылья Советов» (первый пилот М.М. Громов) поднялся в воздух с московского Центрального аэродрома «Тушино» 10 июля 1929. Трансъевропейский перелет АНТ-9 проводился по специальному постановлению Правительства СССР с целью демонстрации достижений советского авиастроения, начальником экспедиции являлся Зарзар. На борту находились ведущий авиаконструктор Туполевского конструкторского бюро А.А. Архангельский, как технический руководитель перелета, журналисты А. Н. Гарри, М.Е. Кольцов и его брат, художник-карикатурист Б.Е. Ефимов. Этот перелет Герой Советского Союза Михаил Михайлович Громов впоследствии подробно описал в своей книге «На небе и на земле».

 

Остров Зарзар Северный

(фото Е.А. Гусева)

Остров Зарзар Южный

(фото Е.А. Гусева)

 

Жизнь Зарзара трагически оборвалась в результате авиационной катастрофы вблизи станции Лопасня под Москвой. Она унесла жизни еще трех крупнейших руководителей советской авиации: начальника Главного управления авиапромышленности Наркомтяжпрома СССР П.И. Баранова, начальника Главного управления ГВФ А.З Гольцмана и начальника Филевского авиазавода С.П. Горбунова.

Зарзар похоронен в Москве на Новом Донском кладбище  в колумбарии № 1 Главного здания бывшего крематория (секция 10).

Острова (Северный и Южный Зарзар) на юге шхер Минина. Назвал в 1933 году В.И. Воробьев.

 

Вернуться на главную страничку