Рисер-Ларсен

Рисер-Ларсен (Riiser-Larsen)  Яльмар

(07.06.1890 – 03.06.1965)

 

Норвежский авиатор и полярный исследователь, один из создателей современных ВВС Норвегии.

Родился в Осло, в возрасте 19 лет  поступил в Военно-морскую академию в Бергене, которую окончил в офицерском звании. С 1915 года он служил на военно-морском флоте, в Первой мировой войне участия не принимал, так как Норвегия объявила о своем нейтралитете. После войны Рисер-Ларсен был назначен руководителем предприятия по строительству самолетов для морской авиации, через два года его сменил на этом посту другой офицер. Рисер-Ларсен в 1921 году сдал экзамены на лицензию пилота и перешел на работу в военное министерство, одновременно время от времени выполняя коммерческие рейсы.

В 1925 году уже знаменитый Руал Амундсен предложил Рисер-Ларсену, как одному из опытнейших норвежских пилотов, принять участие в перелете на Северный полюс. В экспедиции Амундсена и Эллсворта Рисер-Ларсен пилотировал один из двух самолетов Дорнье Валь. Экспедиция стартовала 21 мая из Конгсфьорда на Шпицбергене. Через три часа после вылета у самолета Рисер-Ларсена возникли неполадки, и потребовалось совершить посадку. Рисер-Ларсен посадил самолет без осложнений, однако второй самолет получил повреждение. Это произошло на 87°44′ с. ш. 10°30′ з. д. в 136 морских милях от полюса. В течение 26 дней шесть участников экспедиции ремонтировали самолеты и расчищали взлетную полосу во льдах, пока 15 июня не удалось взлететь. Через семь часов оба самолета вернулись на Шпицберген. Несмотря на то, что цель — Северный полюс — не была достигнута, перелет Амундсена и Эллсворта стал сенсацией, так как ни один самолет ранее не достигал такой широты и не летал в таких исключительных погодных условиях.

В следующем году Рисер-Ларсен вошел в состав экспедиции на дирижабле «Норвегия», став штурманом. Руководили полетом Амундсен и итальянский конструктор дирижабля Умберто Нобиле. 11 мая дирижабль покинул Шпицберген, а менее чем через сутки, в 1:30 12 мая достиг полюса. Утром 14 мая «Норвегия» приземлилась на Аляске. Перелет «Норвегии» стал первой неоспариваемой успешной попыткой достичь Северного полюса, так как заявления всех предыдущих претендентов, Кука, Пири и Бэрда, подвергались сомнению. Когда в 1928 году дирижабль «Италия» под командованием Нобиле потерпел катастрофу в Арктике, Рисер-Ларсен участвовал в поисках пропавших.

 

Рисер-Ларсен и Амундсен

 

В период с 1929 по 1931 год Рисер-Ларсен участвовал в двух антарктических экспедициях, профинансированных норвежским судовладельцем и китопромышленником Ларсом Кристенсеном (Кристенсен организовал ряд экспедиций с 1927 по 1936 год, в результате которых было сделано много ценных открытий, а Норвегия заявила территориальные претензии на некоторые территории в Южной Атлантике и Антарктиде, в частности остров Буве и остров Петра I). Основные исследования проводил корабль «Норвегия», Рисер-Ларсен вместе с другим пилотом Финном Лютцов-Хольмом выполнял аэрофотосъемку с гидроплана.

В 1933 году сокращения в вооруженных силах коснулись Рисер-Ларсена, но ему сразу предложили работу в гражданской авиакомпании Det Norske Luftfartsselska (DNL). Вскоре он возглавил компанию. После оккупации Норвегии Третьим рейхом он был вынужден эмигрировать в Лондон, а оттуда — в Северную Америку, где Рисер-Ларсен координировал деятельность военной и военно-морской авиации и создал тренировочный лагерь для норвежских летчиков. За это время Рисер-Ларсен был произведен в адмиралы и вице-маршалы. Когда в 1944 году на основе существовавших подразделений были созданы Королевские военно-воздушные силы Норвегии, их возглавил Рисер-Ларсен. Однако у него возникли конфликты со многими пилотами. В конце концов в 1946 году он был вынужден подать в отставку.

Рисер-Ларсен вернулся в DNL. В этот период происходило формирование новой авиакомпании Scandinavian Airlines System, которая объединила ресурсы трех национальных авиаперевозчиков скандинавских стран. В SAS Рисер-Ларсен отвечал за межконтинентальные маршруты, его главной заслугой считается организация сообщения с Северной Америкой и Дальним Востоком кратчайшим маршрутом через Северный полюс.

В 1958 году Рисер-Ларсен выпустил книгу мемуаров Femti År for Kongen («Пятьдесят лет за короля»).

Умер в Копенгагене. Похоронен в Осло на кладбище «Наш Спаситель».

Мыс на полуострове Лапония, Земля Густава V, о. Северо-Восточная Земля, Шпицберген. Координаты 80°20'N  19°40'E.

 

Вернуться на главную страничку